на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФОНИЗМ (от греч. ponn - звук) - краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к Ф. понятие - функциональность). Напр., аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны - функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамич. значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористич. свойства сумрачности, затенённости, нек-рой «инертности» созвучия). Ф. может быть свойствен и сочетанию аккордовых звуков с неаккордовыми. Если функциональность определяется ролью данного созвучия по отношению к тональному центру, то Ф. - структурой созвучия, его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, порядком последования аккордов, инструментовкой и т. п. факторами. Напр., «смена мажорного трезвучия одноименным минорным… создает яркий фонический контраст» при полном отсутствии контраста функционального (Ю. Н. Тюлин, 1976, 0.10; см. оборот IV-IV > при словах «их сладкий аромат туманит мне сознанье» в романсе С. В. Рахманинова «У моего окна»). Фонич. свойства гармонии автономизировались начиная гл. обр. с эпохи романтизма (напр., применение в разл. значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере «Тристан и Изольда»). В музыке кон. 19 - нач. 20 вв. постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф. превращается в два типичных для гармонии 20 в. явления: 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене «Снегурочки» сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору «Свет и сила бог Ярила» особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. поэма «Прометей» Скрябина); 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 («Полночь») из балета «Золушка» Прокофьева. Термин «Ф.» введён Тюлиным.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь