на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФОР (Faure) Жан Батист (15 I 1830, Мулен, деп. Алье - 9 XI 1914, Париж) -французский певец (баритон), педагог и композитор. С детских лет пел в церк. хоре; его первым учителем музыки был Трево, капельмейстер церкви Ла-Мадлен в Париже. Позднее обучался игре на фп., органе и контрабасе; с 1843 неск. лет занимался в классе сольфеджио при Парижской консерватории, затем играл на контрабасе в провинц. оркестрах, в парижском театре «Одеон», был хористом «Т-р Итальен». В 1850-52 учился в Парижской консерватории (по классу пения занимался у Л. А. Поншара). В 1852 дебютировал в партии Пигмалиона («Галатея» Массе) в театре «Опера-комик», где выступал до 1860, быстро завоевав широкую известность. Принимал участие в первых пост. опер: «Тонелли» Тома (1853), «Северная звезда» и «Динора» Мейербера (1854 и 1859), «Женни Белл» и «Манон Леско» Обера(1855 и 1856), «Квентин Дорвард» Геварта (1858) и др. В 1861-76 был одним из ведущих солистов «Гранд-Опера», участвовал в первом исполнении опер «Африканка» (1865), «Дон Карлос» (1867); «Гамлет» Тома (1868), «Фауст» (1869); «Жанна д'Арк» Мерме (1876) и др. С 1857 с огромным успехом гастролировал как оперный и конц. певец в Баден-Бадене, Берлине, Лондоне (1860-66, 1870 -76, в театрах «Ковент-Гарден» и «Друри-Лейн», в 1877 в «Хэр маджести тиэтр»), Брюсселе, Вене (1878, здесь был удостоен почётного звания «императорский камерный певец»), Будапеште, Женеве, Мюнхене, а также в Италии, Голландии и других европейских странах. В Париже принимал участие в исполнении ораторий «Искупление» (1884) и «Смерть и жизнь» (1886) Гуно. Один из выдающихся франц. певцов 2-й пол. 19 в., Ф. обладал сильным, гибким, свободно льющимся голосом красивого тембра, обширного диапазона (исполнял басовые и баритональные партии), с плотным, насыщенным звучанием в нижнем и среднем регистрах и по-теноровому звонкими высокими нотами, исключительным по продолжительности дыханием, виртуозной вок. техникой. Его пение отличалось особой выразительностью фразировки, ясностью и чёткостью дикции, редким чувством стиля. Совершенное вок. мастерство, актёрский талант, романтич. темперамент, прекрасные внешние данные позволили Ф. создавать самые разнохарактерные образы - от ярко комедийных до патетико-экспрессивных. С особой полнотой его искусство раскрылось на сцене «Гранд-Опера», в партиях итал. и франц. романтич. опер. Среди многочисл. партий, исп. Ф., выделялись: Вильгельм Телль («Вильгельм Телль» Россини; композитор считал Ф. одним из лучших интерпретаторов его произв.), Король Альфонс XI («Фаворитка» Доницетти), Маркиз ди Поза («Дон Карлос»), Нелюско («Африканка», партия написана Мейербером специально для Ф.); одно из высших сценич. достижений - партия Дон Жуана. Ф. способствовал утверждению на франц. сцене жанра лирической оперы. Созданные им образы Гамлета («Гамлет» Тома; в этой роли певца запечатлел художник Э. Мане) и Мефистофеля оказали влияние на мн. последующих исполнителей этих партий. Среди партий: Пьетро («Немая из Портичи» Обера), Пётр I, Невер и Сен-Бри («Северная звезда», «Гугеноты» Мейербера), Фальстаф, Лотарио («Сон в летнюю ночь», «Миньон» Тома), Фернандо, Яго («Сорока-воровка», «Отелло» Россини), дон Альфонсо («Лукреция Борджа»), граф Родольфо («Сомнамбула»), Белькоре и Дулькамара («Любовный напиток»), граф Альмавива и Фигаро («Свадьба Фигаро»), Каспар («Вольный стрелок»). В конц. репертуаре Ф. были отрывки из опер «Тангейзер» и «Валькирия» Вагнера (композитор высоко ценил искусство певца), из «Страстей по Матфею» Баха и др. В 1857-60 Ф. преподавал пение в Парижской консерватории, с 1872 неск. лет был инспектором по классу пения в Брюссельской консерватории. Известностью пользовались многочисл. песни и романсы Ф., отличавшиеся напевностью, выразительностью (93 из них Ф. опубл. в 4 тетрадях).
Соч.: La voix et le chant, traitй pratique, P., 1886; Aux Jeunes chanteurs, P., [1898].

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФО..

РЕЙ

РИЗ

РИМ

РИС

РОГ

САЗ

САЦ

СУК

СУН

ТАР

ТЕО

ТИЦ

ТОБ

ТОН

ТОТ

ТОХ

ТУШ

УДЖ

УЛЬ

ФУТ

ХЁГ

ХАС

ХОР

ХУД

ХУР

ЦУТ

ЧЕХ

ЧИЖ

ШЁК

ШВИ

ШЕН

ШЕР

ШОР

ШОУ

ШУМ

ШУХ

ШЭН

ШЮЦ

ЭГК

Музыкальный словарь ver16