на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФОРЛАНА, фyrлана (франц. forlane, итал. forlana, англ. и испан. forlana, furlana, нем. Foriana, Frulana, Friauler), - итал. нар. танец в быстром темпе; музыкальные размеры 6/8, 6/4. Характерен пунктирный ритм, близкий ритму сицилианы или жиги, напр.: Название Ф. объясняется её происхождением из североитальянской провинции Фриули; некоторые исследователи, основываясь на известном сходстве Ф. с коло, связывают её также с танцами южнослав. народов. Ф. была широко распространена в простонар. среде (в разл. источниках отмечается особая её популярность у венец. гондольеров). Исполнялась одной или двумя танцующими парами. Характер движений танцующих страстный, пылкий; для Ф. типичен неуклонный рост динамики; по мере развёртывания танца возбуждение исполнителей растёт, и они приходят в экстатич. состояние. Танец сопровождается ансамблем музыкантов, где ведущая роль принадлежит мандолине и ударным инструментам (кастаньеты, бубен). Музыка Ф. развивается из одного мотива, исступлённое звучание которого (как в тарантелле) завораживающе действует на танцоров. Первые письменные образцы Ф. относятся к 16 в. (Phalese, Chorearum molliorum Collectanea, 1583); тогда Ф. больше напоминала аллеманду и пассамеццо: Форлана из Органной табулатуры Я. Пэхса. В 17 в. Ф. сближается с жигой, иногда обнаруживает мелодич. сходство с англ. контрдансами. В 18 в. Ф. становится известной в Европе (её называют среди любимейших танцев Вены) и благодаря операм-балетам А. Кампра («Венецианский карнавал», «Галантная Европа») становится своего рода символом карнавальной Венеции (одна из сюит У. Корбетта для струн. инструментов, напр., заканчивается Ф. «а la Veneziane»). P. встречается также в опере П. А. Монсиньи «Алина, королева голкондская», в балетах Муре, а также у Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Телемана, Ж. Ф. Куперена и др. И. С. Бах. Форлана из сюиты для оркестра C-dur (BWV 1066). Очень редко к Ф. обращаются композиторы 19 и 20 вв. (А. Понкьелли в опере «Джоконда», М. Равель в фп. сюите «Гробница Куперена»), хотя Унгарелли и называет её среди «живых» танцев. В нач. 20 в. при поддержке папы римского была предпринята попытка возродить Ф. взамен «скандального» танго; она не увенчалась успехом.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь