на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФРЕЙТАШ БРАНКУ (Freitas Branco) Луиш Мариу да Кошта ди (12 X 1890, Лисабон - 27 XI1 955, там же) - португальский композитор, музыковед и муз. критик, муз.-обществ. деятель. Брал уроки у А. Машаду (гармония), изучал композицию под рук. Д. Пак в Лисабоне, Э. Хумпердинка (1910) в Берлине и Г. М. Гровлеца (1915) в Париже. С 1916 жил в Лисабоне, до 1939 преподавал в консерватории (с 1930 профессор); участвовал в реформе муз. образования в Португалии (1919). Был директором оперного театра «Сан Карлуш» (1926-38), гл. редактором основанных им журнала «Arte Musical» (1929-1948) и газеты «Gazeta musical» (1950-53), чл. Высшего совета по делам нар. просвещения (до 1947), директором Академии любителей музыки. Автор статей, опубликованных в разл. журналах, а также книг о музыке. Как композитор продолжал традиции Ж. Вианы да Мота, широко использовал элементы португ. нар., а также церк. музыки. Ранние соч. Ф. Б. написаны под влиянием франц. импрессионистов («4 стихотворения Бодлера» - «4 poemas de Baudelaire», для голоса с фп., 1909; «Листки из альбома»- «Folhas de album», для фп., 1910; «Песня моря» - «Canto do mar», для голоса с оркестром, 1918; 10 прелюдий для фп., 1918). С сер. 20-х гг. в его творчестве проявляются черты неоклассицизма (1-я симфония, 1924, и др.).
Соч.: драм. симфония Манфред (по Дж. Байрону, для солистов, хора, органа и орк., 1905); для орк. - 5 симфоний (1924, 1926, 1943, 1949, 1950), симф. поэмы - Антеро де Квенталь (1908), Искусственный рай (Paraisos artificiais, 1910), Батек (по одноим. повести У. Бекфорда, 1913), Вириат (1916), 2 Сюиты Алентежу (Suites Alentejanas, 1919, 1927), увертюра «1640» (1939); для инструмента с орк. - концерт для скр. (1916), баллада для фп. (1917), лирич. сцена (Scena lirica) для влч. (1919); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. с фп. (1917, 1928), соната для влч. с фп. (1913), струн. квартет (1911); пьесы для фп., в т.ч. сонатина (1930); для хора a сарре11а - кантата Ноэми (1939), 10 мадригалов (на сонеты Л. Камоэнса), 6 мотетов; песни с орк. и с фп. (циклы, 1944), обр. нар. песен для голоса с орк., для голоса с фп. и для хора.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь