на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФРЕСКОБАЛЬДИ (Frescobaldi) Джироламо (крещён, вероятно, 12 IX 1583, Феррара - 1 III 1643, Рим) - итальянский композитор, органист и клавесинист. В юности пел в церк. хоре. Игре на органе обучался у Суперби. Занимался, по-видимому, также под рук. органиста Л. Луццаски (Ф. посв. ему свои «Каприччи»), вместе с которым работал при дворе феррарского герцога. С 1604 был органистом и певцом конгрегации (впоследствии Академия «Санта-Чечилия»), в 1607 органистом церкви Санта-Мария ин Трастевере в Риме. В 1607 сопровождал Г. Бентивольо как папского нунция в Брюссель, затем побывал в Швейцарии, Лотарингии, Люксембурге. В 1608 в Антверпене были изданы 5-гол. мадригалы Ф. С 1608 был органистом капеллы Юлия (в соборе св. Петра в Риме) и находился на службе у кардинала П. Альдобрандини. С годами росли авторитет и слава Ф., к нему приезжали учиться музыканты из др. стран (среди его учеников - И. Я. Фробергер). Композиторский стиль Ф. отличается смелой новизной, яркостью. Как исполнитель обладал исключит. даром импровизации. Иск-во церк. органиста приобрело у Ф. конц. размах. Его соч. с большой полнотой воплотили переход от строгой хор. полифонии 16 в. к новым полифонич. формам 16-18 вв. Велико их значение в истории ранней инстр. музыки. Ф. писал ричеркары, канцоны, токкаты, фантазии, каприччи для органа, токкаты и партиты для клавесина. Ричеркары Ф., сыгравшие большую роль в подготовке фуги, демонстрируют сложнейшую полифонич. технику (многочисленность стреттных сочетаний, вертикально и горизонтально подвижных перемещений; см., напр., ричеркары «sopra Mi, Re, Fa, Mi», «con quatro soggetti» и др.). В их тематизме примечательно использование ярких хроматич. оборотов (ричеркар «cromatiсо» из сб. «Fiori musicali» и др.). Форма, опирающаяся на вариац. принцип, обладает чёткостью, несвойственной произв. предшественников Ф. Канцоны Ф. - произв., тяготеющие к цикличности. Выразителен их тематизм (часто песенного склада, иногда в нём заметно влияние хоральной мелодики), предвосхищающий некоторые интонац. элементы музыки И. С. Баха, В. А. Моцарта и др. Одна из тем канцоны «Dopo l'Epistola» (из сб. «Fiori musicale», No 43), как полагают исследователи, была использована И. С. Бахом в его орг. канцоне d-moll. Техника тематич. варьирования, сложившаяся в канцонах Ф., предвосхитила вариационно-тематич. приёмы более позднего времени, в частности монотематизм Ф. Листа. Канцоны Ф. по своим формам близки к зародившимся в то время сонатным циклам (da chiesa), танц. сюитам, циклам вариаций. Это особенно заметно при сравнении канцон с произв. Ф. др. жанров, напр. с его сюитой - вариац. циклом «La Frescobalda», где применяется аналогичная канцонам техника варьирования. В канцонах Ф. формируются также принципы фугированной структуры. В токкатах и фантазиях широко проявляется патетическая, порой «говорящая» импровизационность муз. письма Ф., причём непринуждённая смена эпизодов в произв. подчинена общему плану целого, разделы которого нередко подчёркнуты орг. пунктами. Ф. использовал смелые и оригинальные гармонич. приёмы, диссонирующие созвучия («жёсткости», по его определению). Выразительность этого нового импровизац. стиля подчёркивалась самим Ф. в его предисловии к 1-й книге токкат (1615): «Играть, не соблюдая такта - так же, как исполняются мадригалы, - сообразно чувствам или смыслу слов». Среди соч. Ф. для клавира наиболее специфичны партиты, которые, как и сюиты, состоят из ряда контрастных танцев, варьирующих один и тот же тематич. материал. Подобное скрещивание композиционных принципов - одна из отличительных особенностей итал. инстр. музыки 17 в. Вместе с тем в характере муз. образов, во всём строе музыки Ф. нашли отражение поиски «взволнованного стиля» («stile concitato»), характерные для итал. оперы того времени, особенно для творчества К. Монтеверди. При жизни Ф. были опубл. многие его соч. (для органа, клавесина, вокальные). Наибольшей популярностью пользуется сб. «Fiori musicali» (1635), содержащий 3 т.н. органные мессы, обработки хоралов, токкаты, канцоны, ричеркары, каприччи для органа. Основоположник итал. органной школы (впоследствии его называли «итальянским Бахом»), Ф. оказал плодотворное влияние на последующие поколения органистов. Соч. (издания): Il primo libro de madrigali a 5 voce, Anversa, 1608; Il primo libro delle fantasie a quattro, Mil., 1608; Recercari et canzoni franzese, in partituralibro primo, Roma, 1615, факс, переизд. Farnborough, 1967; Toccate e partite d'intavolatura di cimbalo. Libro primo, Roma, 1616; Il primo libro di capricci fatti sopra diversi soggetti et arie, in partitura, Roma, 1624; Il secondo libro di toccate, canzone, versi d'hinni, magnificat, gagliarde, correnti et altre partite, Roma, 1627; Liber secundus diversarum modulationum, Roma, 1627; Il primo libro delle canzoni a 1, 2, 3, e 4 voci. Per sonare con ogni sorte di stromentid'intavolatura di cimbalo et organi, Roma, 1628; Libro d'arie musicali per cantarsi nel gravicimbalo e tiorba. A 1, 2 e 3 voci, Firenze, 1630; Fiori musicali di diverse compositioni, toccate, kyrie, canzoni, capricci e ricercari in partitura a quattro, utili per sonatori. Opera duodecima, Venetia, 1635; Canzoni alla francese in partituraLibro quatro, Venetia, 1645; Sei madrigali a cinque voci, L., [1920]; Primo libro d'arie musicali, Firenze, [1933]; XIV composizioni inedite…, Roma, [1939]; Orgel- und Кlavierwerke. Gesamtausgabe…, Bd 1-5, Кassel, [1957-64]; Toccate inedite, Кassel, 1962.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь