на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГАЛАНТНЫЙ СТИЛЬ (от франц. galant - учтивый, вежливый, изысканный) - стиль европ. музыки начала и сер. 18 в. Наз. также стилем рококо (франц. rococo) по аналогии с соотв. стилем изобразит. искусства. Термин «галантный» первоначально служил для обозначения салонно-аристократич поэзии, тяготеющей к малым формам и выдержанной в игриво-эротич. тонах. К музыке термин впервые применен, по-видимому, И. Г. Вальтером («Praecepta», 1708, II, 10). Г. с. сформировался как антипод к «ученому» полифонич. стилю эпохи барокко. Идеологи Г. с считали, что судьей при оценке муз. произведения должно быть ухо любителя, ищущего в музыке наслаждения. Художеств. идеалами стали ясность, доступность, изящество, приятность. Музыка рассматривалась как подобие выразительной и вместе с тем утончённой речи, занимательной светской беседы. Характерно название пьес французский композитора Г. Гийме: «Шесть сонат-квартетов, или Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» («Six sonates en quatuors, ou Conversations galantes et amusantes entre une flute traversiere, un violon, une basse de violon et un violoncelle», 1743). Полифония уступила место гомофонии; напевная мелодия развёртывалась на фоне скупого и прозрачного гармонич. сопровождения. Мелодии обильно уснащались орнаментальными украшениями - мелизмами, как бы перекликаясь с богатой изукрашенностью деталей в архитектуре и декоративном искусстве того времени. Ранее в каждой пьесе композиторы выражали один аффект (см. Аффектов теория). Теперь, стремясь к «приятному разнообразию», композиторы наполняли свои произведения контрастами, в т.ч. и динамическими. Из муз. жанров предпочтение оказывалось инстр. миниатюре разл. рода - портретно- изобразительной, пасторальной, танцевальной. Исключит. значение для формирования Г. с. имели франц. лютневая и в особенности клавесинная музыка (Ф. Куперен и Ж. Ф. Рамо создали образцы клавесинной миниатюры Г. с.), итал. клавесинная музыка («упражнения», или сонаты, Д. Скарлатти и др.). В то же время Г. с. проявился и в др. жанрах муз. искусства: в салонной песне-романсе, в опере, балете, порой превращавшихся в сюиты-дивертисменты. Таковы оперы-балеты «Венецианские празднества» («Le carnaval de Venise», 1699) A. Кампра, «Галантная Индия» («Les Indes galantes», 1735) Рамо. В числе первого поколения представителей Г. с. - Р. Кайзер и Г. Ф. Телеман (Германия). В творчестве представителей второго поколения Г. с. Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини, Б. Галуппи (Италия), И. Г. Грауна, Ф. Э. Баха и др. (Германия) выступают новые черты - стремление к особой выразительной насыщенности музыки, к нежности, элегантности музыкальных образов. В мелодике важнейшее значение приобретают интонации вздоха, в гармонии используются сопоставления мажора и минора, более развитые отклонения и модуляции. Г. с. перерастает в новый, «чувствительный» стиль. В процессе развития «чувствительного» стиля выкристаллизовались новые муз.-эстетич. идеалы - естественность, правдивость, единство аффекта, одушевлённость и напевность мелодии, умение музыкой затрагивать человеческие сердца. Деятельность младших представителей Г. с. и «чувствительного» стиля - сыновей И. С. Баха, композиторов мангеймской школы и венской предклассич. школы - непосредственно вела к формированию венской классической школы. Термин «Г. с.» не получил всеобщего признания; многие исследователи, в частности советские, применяют вместо него понятия предклассического или ранне- классического стиля.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь