на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГВИНЕЙСКАЯ МУЗЫКА. В Гвинее музыка является наиболее массовым средством общения людей. Г. м. разнообразна: каждая область, каждая народность имеет свои песни, наигрыши, танцы. Богат инструментарий Гвинеи. Наиболее популярны барабаны, которые различаются по форме и по размерам - от миниатюрных, с мембраной диаметром в 8-10 см, до огромных, почти в рост человека, т. н. дудумба, дундун, дундуру (применяются гл. обр. в ансамблях, отбивают основную метроритмич. формулу). Широко распространён тамтам - барабан с одной мембраной, напоминающий литавры. Нек-рые тамтамы (больших размеров) укрепляются на спец. подставках. Ведущая роль в нар. ансамблях принадлежит также балафону (в просторечии балла) - набору деревянных пластинок (15-22), привязанных к 2 параллельным рейкам, под которыми находятся калебасы-резонаторы (к каждой пластинке прикреплён свой резонатор). Играют на балафоне 2 руками, с помощью молоточков. Из струнных выделяются: кора - многострун. (21 струна) щипковый инструмент, напоминающий по звучанию клавесин (струны располагаются в 2 вертикальных плоскостях: 10 струн - для правой руки, 11 - для левой), кони (двуструнка), болён (трёхструнка), керона (девятиструн. нар. гитара), многострун. хаубаба-такен (типа лиры), ненеру (маленькая нар. скрипка), щипковые хорду, моляру. Духовые инструменты представлены продольными и поперечными флейтами хула, тунниру, серду и др. В ансамблях применяются разл. идиофоны: сансан (маленькие полые конусы, наполненные камешками), кенкен (металлич. трубка, по которой ударяют палочкой), каринян (2 палочки типа кастаньет), даро (металлич. колотушка) и др. Для подчёркивания ритмич. рисунка, создания шумовых эффектов используются разнообразные предметы: палочки с нанизанными на них кольцами из высушенной калебасы, металлич. кольца на пальцах исполнителей и т. д. Характерная черта гвин. муз. искусства - единство музыки, песни, танца. Преобладают коллективные формы нар. муз. творчества: совместное пение, групповые танцы, ансамблевая игра на нар. инструментах. Организующую роль выполняет вожак-солист. В хоре - это запевала, выкрикивающий короткие речитативные реплики-призывы (обычно в стремит. нисходящем движении) либо исполняющий широкий мелодич. запев; в этнографич. инстр. ансамбле тон задаёт исполнитель на балафоне, в джазе - гитарист. Мелодика гвин. песен в основном диатонична, но встречаются и сложные ладовые образования, особенно в инстр. музыке (напр., целотонные последовательности). Для гвин. нар. музыки типично одноголосие (в хор. песнях преобладает унисонно-октавное сложение), но используются и полифонич. приёмы. В ансамблях часто возникает линеарная остинатность: вожак-солист исполняет осн. мелодию, остальные участники - побочные мелодич. партии, которым придаётся остинатный характер. К такому полифонич. эффекту прибегают также солисты (балафонист или исполнитель на к.-л. струн. инструменте одной рукой выстукивает мелодию, другой - размеренную остинатную формулу аккомпанемента). Иногда в хор. пении применяются несложные подголоски. Распространено пение в терцию. После завоевания независимости (1958) большое внимание уделяется муз. искусству, гос-во поощряет развитие худож. самодеятельности. В 60-х гг. 20 в. получили распространение ансамбли джазового типа, обычно в составе которых одна или несколько гитар, саксофон, труба, иногда тромбон, а также певец (часто он же ударник). Пьесы, исполняемые джаз-ансамблями, основаны па гвин. нар. мелодиях, модифицированных в соответствии с ритмами совр. зап. танцев. Мн. песни из репертуара джаз-ансамблей посв. современности, среди них популярны - «Песня о Секу Туре», «Наше знамя реет над страной», «О равенстве, демократии и мире» и т. п. В Гвинее созданы многочисл. муз. коллективы, субсидируемые гос-вом: этнографич. радиоансамбль, 3 джаз-ансамбля «Сили» (в переводе - слон, слон - гос. эмблема Гвинеи; ансамбль «Сили-I» гастролировал в СССР, 1966), 2 балетные труппы и др. В 1963 в столице гос-ва - Конакри открыта Нац. муз. школа, курс которой рассчитан на 8 лет. Учащиеся обучаются игре на инструментах симф. оркестра (класс фп. отсутствует, т. к. рояли не выдерживают местных климатич. условий), проходят теоретич. муз. и одновременно общеобразоват. предметы. Созданы хор, инстр. ансамбль. Школа готовит преподавателей музыки для общеобразоват. колледжей.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь