на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГЕРШВИН (Gershwin) Джордж [26 IX 1899, Бруклин, р-н Нью-Йорка - 11 VII 1937, Беверли-Хилс, Калифорния] - американский композитор и пианист. Род. в евр. семье (Гершович), эмигрировавшей из России. Не получил систематич. образования (ни общего, ни муз.); брал уроки музыки у Ч. Хамбитцера (фп.), Р. Гольдмарка (гармония) и др. В дальнейшем занимался муз. самообразованием. К 25 годам приобрёл известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт, ревю, мьюзиклов не только в Нью-Йорке, но и в Лондоне и Париже, где в 1928 общался с М. Равелем и др. выдающимися музыкантами. Г. - виднейший представитель т. н. симф. джаза. Особенности его стиля - в сочетании традиций импровизац. джаза, элементов афро-амер. муз. фольклора и лёгкого жанра (т. н. эстрады Бродвея) с формами европ. муз. классики - оперной, симфонич., концертной. Творчество Г. отличается оригинальностью, несмотря на заметные разл. влияния (в «Рапсодии в блюзовых тонах» - виртуозность фп. стиля Ф. Листа и С. В. Рахманинова, в фп. концерте - традиции франц. импрессионистов, в «Порги и Бесс» - балладной оперы и веризма). Иск-ву Г. свойственны гуманизм и демократичность; его муз. язык отличается непосредственностью, красочностью, острым юмором, чертами гротеска. Большое место в его творчестве занимают музыкальные комедии (мьюзиклы) на обществ.-злободневные темы («Пусть гремит оркестр», «О тебе я пою» и др.); получили большую популярность его оперетты. В духе гротеска написана им программная симф. сюита «Американец в Париже». Известность приобрели эстрадные лирич. песни, особенно джазового типа, далёкие, однако, от стандартов джаза и примитивности «эстрады Бродвея». Если в симфонические и оперные произведения Г. вносил черты лёгкого жанра, то в эстрадную музыку он столь же тонко и органично внедрял элементы классической музыки. В музыке для театра Г. стремился к освобождению от штампов, в частности от оперных канонов. Для оперы «Порги и Бесс», первой амер. нац. оперы (из жизни амер. негров), осн. на афро-амер. мелодизме, характерны своеобразие формы, правдивость сценич. ситуации и психологич. коллизий, динамичность развития сюжета, органичное переплетение трагич. начала с жанрово-комедийным. В её мелодике чередуются ладово-своеобразные напевы спиричуэлов, лирич. блюзов и гротескных регтаймов; широко используются кварто-квинтовые гармонии, характерные для негр. хор. пения. Опера получила мировое признание, вошла в репертуар мн. театров.
Соч.: оперы - Порги и Бесс (Бостон, 1935), 135-я улица (135-th street, 1923); оперетты и мьюзиклы - Ла, ла, Люсиль (1919), Леди, будьте добры (Lady, be good, 1924), О кей! (Oh Кay!, 1925), Розали (1927), Смешное лицо (Funny face, 1927), Пусть гремит оркестр (Strike up the band, 1927), Безумная (Girl crazy, 1930), О тебе я пою (Of thee I sing, 1931), Пусть они едят кекс (Let 'em eat cake, 1933); для орк. - Рапсодия в блюзовых тонах (Rhapsody in blue, 1924), симф. сюита Американец в Париже (An American in Paris, 1928), 2-я рапсодия (1931), Кубинская увертюра (Cuban ouverture,. 1932), концерт для фп. с орк. (1925); 3 прелюдии для фп. (1926); песни (ок. 300); музыка к фильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь