на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГИРО (Guiraud) Эрнест (23 VI 1837, Новый Орлеан, шт. Луизиана - 6 V 1892, Париж) -французский композитор. Чл. Ин-та Франции (1891). Сын преподавателя музыки, комп. Жана Батиста Г. (1803-64). В 15 лет Г. написал оперу «Царь Давид» («Le roi David»), с успехом поставленную в Новом Орлеане. В 1859 окончил Парижскую консерваторию, получив Рим. пр. за кантату «Баязет и флейтист». Ученик А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Галеви (композиция). С 1876 профессор Парижской консерватории (вначале вёл класс гармонии, с 1880 - композиции). Среди его учеников - К. Дебюсси, П. Дюка, А. Жедальж. Г. - автор преим. комич. опер, лучшие из них - «Мадам Тюрлюпен» (1872, театр «Атеней»), «Пикколино» (1876, театр «Опера комик»). Превосходно владея оперным письмом традиц. склада (в духе Ф. Обера и А. Тома), Г. обогатил его гармонич. тембровыми находками. Музыка его комич. опер отличается лёгкостью, живостью ритмов, прозрачностью фактуры. Недостаточную подчас оригинальность мелодич. начала возмещали свежесть гармоний, орк. мастерство. Г. откликнулся на возникшее в 70-х гг. 19 в. во франц. музыке движение за развитие инстр.-симф. жанров, создав ряд ярких симф. произв. Его 1-я сюита для оркестра (1872, написана по заказу дирижёра Ж. Падлу для его Общедоступных концертов) - существ. вклад во франц. симф. музыку. Г. принадлежит учебник по инструментовке. После смерти Ж. Бизе Г. написал речитативы к опере «Кармен» (для пост. в Вене, 1875) и составил 2-ю сюиту для оркестра из его музыки к «Арлезианке» (1884). Г. также завершил, оркестровал и подготовил к пост. в Париже (1881) неоконченную Ж. Оффенбахом оперу «Сказки Гофмана».
Соч.: 8 опер, в т. ч. Сильвия (1864, театр «Опера комик», Париж), В заточении (En Prison, 1869, «Театр лирик», Париж), Кобольд (1870, там же), Любовная авантюра (La galante aventure, 1882, театр «Опера комик», Париж), Фредегонда (закончена К. Сен-Сансом и П. Дюка, 1895, театр «Гранд-Опера», Париж); балет - Гретна Грин (1873); для орк. - 2 сюиты, увертюра Артвельд (1882), симф. картина Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1887), Каприччио для скр. с фп. (1884); фп. и скр. пьесы; романсы; хоры и др. Лит. соч.: Traitй pratique d'instrumentation, P., 1890; посл. изд. (с доп. А. Büsser), Р., 1933; рус. пер. (Г. Конюса) - Руководство к практическому изучению инструментовки, М., 1892, под ред. и с доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1934. Г. Т. Филенко.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь