на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГОССЕК (Gossec) Франсуа Жозеф (17 I 1734, Верньи, Эно, Бельгия - 16 II 1829, Пасси, близ Парижа) - французский композитор, дирижёр, педагог и муз. деятель. По происхождению бельгиец. Чл. Института Франции (1795). Сын бедного крестьянина, в детстве пастух. Учился в певч. школе кафедрального собора в Антверпене. С 1751 жил в Париже, где в 1754-62 работал капельмейстером у генерального откупщика Ла Пуплиньера, затем у принца Конти, в 1766 интендант музыки у принца Конде в Шантийи. Г. возглавлял осн. им в 1770 общество «Концерты любителей», реорганизовал в 1773 общество «Духовные концерты», где до 1777 руководил конц. мероприятиями. Одновременно служил в театре «Корол. академия музыки» (с 1774 преподаватель, с 1778 хормейстер). В 1784 организовал при театре Корол. школу пения и декламации, на основе которой в 1793 возник Нац. муз. институт (с 1795 - консерватория; её профессор и ведущий инспектор). Убеждённый республиканец, Г. при реставрации Бурбонов был отстранён от работы в консерватории (как педагог - в 1814 и как инспектор - в 1816). Г. - родоначальник франц. симфонии (1-я - 1754, особенно популярной была «Охотничья симфония», изд. 1766). Композитор использовал опыт мангеймцев, расширил состав оркестра, проявил изобретательность в применении дух. инструментов (кларнетов, тромбонов, валторн), динамич. и колористич. эффектов. Значителен вклад Г. в камерную музыку (квартеты, трио). На парижских сценах ставились оперы Г. Однако его комич. оперы уступали сочинениям А. Гретри, а муз. трагедии - произв. К. В. Глюка, реформу которого Г. поддержал, но в своём творчестве отразил лишь отчасти («Тесей», 1782, театр «Корол. академия музыки», Париж). Опера «Сабин» (с балетной сценой «Кадриль наций», 1773, Версаль) предвосхищает стиль большой оперы Г. Спонтини. Признанный мастер, Г. стал виднейшим муз. деятелем Великой франц. революции. Он был организатором и рук. массовых муз. исполнений с участием хоров, оркестров и народа на площадях Парижа, штатным дирижёром оркестра Нац. гвардии, учредителем новой системы муз. образования и педагогом (совм. с Б. Сарретом создал муз. школу Нац. гвардии, к-рая впоследствии слилась с Корол. школой, образовав Нац. муз. институт). Композитор-новатор, Г. создал новые муз. жанры: его «Песня 14 июля» («Le Chant du 14 juillet», 1790) положила начало революц.-патриотич. массовой песне; «Скорбный марш» для дух. оркестра (1790, к церемонии почестей жертвам восстания в Нанси; в 1791 прозвучал на похоронах Мирабо) - героич. траурному маршу и новой военно-дух. музыке; «Те Deum» для гигантского 3-гол. муж. хора и оркестра (1200 певцов и 800 исполнителей на дух. инструментах и приглушённых барабанах; исп. на празднике Федерации, 1790) - монументальному вок.-орк. стилю, нашедшему выражение в революц. кантатах и гимнах этой эпохи; апофеоз «Дароприношение Свободе» («LOffrande а La Libertй», 1792, театр «Академия музыки», Париж; после свержения короля) и опера «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре» (1793, там же; через неск. дней после казни короля) - агитац. опере Революции. Неутомимая творч. деятельность Г. продолжалась на протяжении всех революц. лет (среди сочинений - хор «Пробудись, народ!», «Дифирамб Федерации», «Гимн Свободе», «Гимн Верховному существу»). После термидорианского переворота активность Г. резко снизилась. В период империи он написал только симфонию (1809) и «Последнюю мессу живущих» («Derniere messe des vivants», 1813). Г. участвовал в создании учебников по теории музыки, сольфеджио и методике пения, составленных профессорами консерватории (изд. 1799-1803); в рукописи остались его трактаты по гармонии и контрапункту.
Соч.: оперы (ок. 20), в т. ч. Мнимый лорд (Le faux lord, с балетом Охота, 1765, театр «Театр Итальен», Париж), Рыбаки (Les pecheurs, 1766, там же), Туанон и Туанетта (1767, там же), Двойное притворство (La double deguisement, 1767, там же), Алексис и Дафна, Филемон и Бавкида (обе 1775, театр «Корол. академия музыки», Париж), Сельский праздник (La fete de village, 1778, там же), Розина, или Покинутая супруга (Rosine, ou Lepouse abandonnee, 1786, там же); балеты, в т. ч. Мирза (1779, там же; нов. ред. 1788); для хора, солистов и орк. - оратории, мессы, реквием (Messe des Morts, 1760); для opк. - 29 симфоний; для дух. орк. - 3 симфонии и др.; камерно-инстр. ансамбли - квартеты и др.; песни, музыка для драм, театра и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ГО..

ГЕРРЕЦ

ГЕРЧИК

ГЕСЛЕР

ГИДЖАК

ГИЕНКО

ГИЛЛИС

ГИМЕЛЬ

ГИТАРА

ГЛАВАЧ

ГЛАЗУП

ГЛЕБОВ

ГЛИНКА

ГЛОБИЛ

ГЛОНТИ

ГЛУМОВ

ГНАТЮК

ГНЕДАШ

ГНЕСИН

ГОРДОН

ГОТЛИБ

ГОФМАН

ГРАУНД

ГРАЧЁВ

ГРЕГОР

ГРЕКОВ

ГРЕТРИ

ГРИНУП

ГРИНЬИ

ГРИЦЮК

ГРИШКО

ГРОМАН

ГРОХЕО

ГРУБЕР

ГРУБИХ

ГРУВЕН

ГРЮМЬО

ГУБЕРТ

ГУБКИН

ГУДКОВ

Музыкальный словарь ver16