на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГУММЕЛЬ, Хуммель (Hummel) Иоганн (Ян) Непомук (14 ХI 1778, Пресбург, ныне Братислава - 17 X 1837, Веймар) - австрийский композитор, пианист и педагог. Ученик В. А. Моцарта и А. Сальери. В 1804-11 капельмейстер князя Эстерхази в Эйзенштадте (Австро-Венгрия), в 1816-19 придворный капельмейстер в Штутгарте, позднее в Веймаре; преподавал в Вене. Творчество Г. - важное звено в развитии фп. музыки от венских классиков до романтиков. В его произв. смелое новаторство в области виртуозной фактуры сочетается с изящной, романтич. манерой письма. Наиболее самобытно талант Г.-композитора проявился в фп. концертах. Концерты Г. a-moll и h-moll служили образцами для многих композиторов, в т.ч. для молодого Шопена. Нек-рые соч. Г. (этюды, каденции к концертам Моцарта, отдельные пьесы) не утратили до сих пор педагогич. значения. Блестящий пианист-виртуоз, Г. концертировал во мн. странах (Англия, Бельгия, Голландия). В нач. 1822 состоялись авторские концерты Г. в Москве, Петербурге, где он исполнял специально написанную для этих выступлений фантазию на рус. песни для оркестра, хора и фп. - «Полимелос». В 1829 в Петербурге была переведена и издана школа для фп. Г. - «Обстоятельное теоретическое и практическое наставление к фортепианной игре» («Ausführlich theoretisch-praktische Anweisung zum Pianofortespiel…» (W., 1898).
Соч.: 9 опер; 5 балетов; 7 концертов для фп. с орк.; для фп. - сонаты, рондо, фантазии, вариации и др. (Полн. собр. соч. для фп. и др. в 21 кн. в Париже - «Collection complete des oeuvres pour le pianoforte», P.); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 6 трио, 3 квартета, квинтет, септет; церк. хоры и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь