на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХАЛЬВОРСЕН (Halvorsen) Юхан Август (15 III 1864, Драммен - 4 XII 1935, Осло) - норвежский дирижёр, композитор и скрипач. Учился у Г. Бёна в Осло (дирижирование, 1881-83), у Ю. Линдберга (скрипка) и К. Нурквиста (муз.-теоретич. предметы) в Стокгольмской консерватории (1883-84), у А. Бродского в Лейпцигской консерватории (скрипка, 1886-87). В кон. 80-х гг. выступал в городах Германии как скрипач-виртуоз. Преподавал игру на скрипке в консерватории в Хельсинки (1890-93), откуда регулярно ездил в Петербург и брал уроки у Л. С. Ауэра; совершенствовался также у скрипачей А. Беккера и С. Томсона. С нач. 90-х гг. занимался дирижёрской деятельностью, с 1910-х- гл. обр. композиторской. Был дирижёром оркестра театра «Национальная сцена» (1892-98), а также симф. оркестра муз. общества «Гармония» (1893-98) в Бергене; состоял чл. правления этого общества. Руководил организованным им оркестром Нац. театра в Осло (1899- 1929). Наиболее известен как автор музыки к спектаклям драм. театра, а также симф. соч., в которых, как и Ю. Свенсен (основоположник норв. симфонизма), следовал традициям венских классиков. В то же время в формообразовании его произв., иногда и в характере гармонии и тематизме ощутимо влияние поздних нем. романтиков и П. И. Чайковского (во 2-й симфонии, к-рую X. назвал «Фатум»); для X. характерно также использование норв. муз. фольклора (особенно широко представлен в двух «Норвежских рапсодиях» и в симф. пьесе «Водяной», в партитуру которой X. включил норв. нар. скрипку - хардингфеле).
Соч.: оперетта К Северному полюсу (1911, Осло), хор. кантата по случаю коронации короля Хокона VII; для орк. - 3 симфонии (1923; Fatum, 1924, 2-я ред. 1928; Летняя симфония - Sommersymfoni, 1929), 2 Норвежские рапсодии (Norske rapsodier, 1921, 1922), 9 сюит, вариации Бергенсиана (Bergensiana, на тему гор. гимна Бергена); концерт Песня девушки (Veslemoys sang) для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - 3 сюиты для скр. и фп., пассакалья и сарабанда с вариациями для скр. и альта и др., слотты (нар. наигрыши) для хардингфеле; хоры; песни, романсы; музыка к спектаклям (ок. 40) драм. театра («Гурре», по X. Драхману, 1900; «Торденскьёлль», по У. Буллю, 1901; «Король», по Б. М. Бьёрнсону, 1902; «Царица Тамара», по К. Гамсуну, 1904; «Водяной», по Эллегару, 1905, на основе этой музыки - одноим. орк. миниатюра; Маскарад, по Л. Хольбергу, 1922; музыка к постановкам пьес У. Шекспира, в т. ч.: «Как вам это понравится», 1912; «Много шума из ничего», 1915; «Макбет», 1920).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь