на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХАРТМАН (Hartmann) - семья дат. музыкантов. Йоханн Петер Эмилиус Х.( 14 V 1805, Копенгаген - 10 III 1900, там же) - композитор. Учился у отца - Августа Вильгельма X. (1775 - 1850), органиста Гарнизонной церкви в Копенгагене (с 1800), которого сменил в этой должности в 1824, служил в этой церкви в 1817-43. Изучал право в Копенгагенском университете, занимался юридич. практикой (1828-1870). С 1843 до конца жизни - органист собора Богоматери в Копенгагене. Был одним из основателей (1836, совм. с Н. Гаде) Муз. объединения (с 1839 президент), одним из рук. и дирижёром Студенч. хор. союза (1868-1900; участвовал в его организации), Корол. дат. консерватории (с её основания в 1867) в Копенгагене. X. - один из ведущих дат. композиторов-романтиков; его опера «Маленькая Кирстен» - первая дат. романтич. опера. Утверждал независимое от иностр. влияний (нем., франц., итал.) развитие дат. музыки. Его произв. основаны на старых фольклорных и совр. лит. дат. источниках. Наиболее значительны муз.-сценич. соч. (все пост. в Копенгагене), отличающиеся своеобразным сев. колоритом, чертами, характерными для сканд. муз. культуры в целом, - драматизмом, преобладанием лирич. начала, причудливой фантастикой. Европ. известность получили его балеты в пост. А. Бурнонвиля.
Соч.: оперы - Ворон (Ravnen, либр. X. К. Андерсена, по К. Гоцци, 1832), Корсары (Кorsarerne, 1835), Маленькая Кирстен (Liden Кirsten, либр. X. К. Андерсена, по дат, нар. легенде, 1846); балеты - Народное предание (Et folkesagn, совм. с Н. Гаде, 1854), Валькирия (Valkyren, 1861), Мучение Трюма (Thrymskvide, 1868), Аркона (1875); для орк. - симфонии (1835, 1848), конц. увертюры, в т. ч. Осенняя охота (En Еfteraarsjagt, 1863); 3 характерные пьесы (Tre karakterstykker, для струн. орк., 1884); хоры - кантаты, в т. ч. «по случаю» (среди них - Памяти Вейсе - Weyses Minde, 1843), Свадьба дриады (Dryadens bryllup, 1858), Весенняя песнь (Poraarssang, сл. X. К. Андерсена, 1871), Прорицание Вёльвы (Volvens spaadom, 1872), Университетская (1879), Лютер в Вартбурге (Luther paa Wartburg, 1884), псалмы и др. культовые соч.; пьесы для фп., органа; песни; мелодекламации (с орк.) - Золотые рога (по стих. А. Эленшлегера, 1832), Ныряльщик (Der Taucher, по стих. Ф. Шиллера, 1837). Эмиль X. (21 II 1836, Копенгаген - 18 VII 1898, там же) - органист и композитор. Сын Йоханна Петера Эмилиуса. Учился у отца и Н. Гаде. С 1861 церк. органист в Копенгагене, в 1871-98 - в Кристиансборге.
Соч.: оперы - Ночь в горах (1863), Девочка-эльф (Elverpigen, 1867), Корсиканец (Кorsikaneren, 1873), Свадебный праздник в Хардангере (En bryllupfest i Hardanger, 1897); балеты; для орк. - 7 симфоний, увертюра Воители на Гельголанде (Haermoedene paa Helgoland), сюита Северные нар. танцы, фантазия Скандинавская народная музыка (Skandinavisk folkemusik), симф. поэма Ярл Хокон; камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. фп. трио.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь