на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХАСЛЕР (Haβler, Hasler) Ханс Лео фон (крещён 26 X 1564, Нюрнберг - 8 VI 1612, Фрапкфурт-на-Майне) - немецкий композитор. Сын органиста Исаака X. Один из первых крупных нем. композиторов, обучавшихся в Италии (вероятно, у А. и Дж. Габриели, Венеция, в 1584-85). С 1585 служил органистом и капельмейстером в Аугсбурге (в 1600, наряду с Я. Бауманом, руководитель городских трубачей); в 1601-08 был главой музыкантов Нюрнберга; с 1605 жил в Ульме (где его приняли в цех купцов); с 1608 придв. музыкант в Дрездене. Будучи органистом и купцом, X. много путешествовал, часто бывал при дворе в Праге. X. - выдающийся мастер хорового письма. Выступил продолжателем традиций А. и Дж. Габриели, а также Орландо Лассо. В его творчестве отчётливо прослеживаются формирование мажорного и минорного ладов и типичный для того времени переход от мензуральной нотации к современной, включающей деление на такты. Среди произв. X. особенно значительны «Новые немецкие песни» («Neue Deutsche Gesang», для 4-8 голосов, сб., 1596, 2-е изд., 1604, 3-е изд., 1609) и «Весёлый сад новых немецких песен и инстр. танцев» («Lustgarten Neuer Deutscher Gesang, Яalleti, Galliarden und Intraden…», 1601, 1605, 1610), Часть этих соч. (вместе с нем. песнями и пьесами Ф. Хаусмана) была издана в сб. «Садик Венеры» («Venusgävtlein», 1613). Предвосхитив бытовую и студенческую песню 17 в., песни X. стали вехой в истории нем. песни. В этих произв. сложился фундамент нового для того времени гомофонного стиля (см. Гомофония), произошло разделение функций главного голоса и аккордового аккомпанемента. Как в полифонич., так и в гомофонных произв. X. проявил себя самобытным мастером нац. стиля. Среди др. произв. - «Continuatio cantionum sacrarum» (8-12-гол. мотеты, опубл. 1588), Canzonette (сб. 4-гол. канцонетт, 1590), Cantiones sacrae (4-12-гол. мотеты, 1591, 1597, 1607), Madrigali (5-8-гол. мадригалы, 1596), Missae 4-8 vocum (1599), Sacri concentus (4-12-гол. мотеты, 1601), обработки основных напевов Лютера (Psalmen und christliche Gesang…, 1607).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь