на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХОРОВАЯ МУЗЫКА - музыка, исполняемая хором или предназначенная для хор. исполнения. X. м. принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. роль в жизни общества. Воспитательные и организаторские возможности X. м. огромны. В истории человечества бывали периоды, когда X. м. становилась средством идеологич. и политич. борьбы. Самые древние виды хор. интонирования, вероятно, были внемелодийными (Р. Валлашек). Существует неск. гипотез о зарождении хор. мелодич. пения, в которых главным является вопрос о первичности одноголосия или многоголосия. Согласно традиц. точке зрения одногол. хор. искусство было простейшим и первичным, а многоголосное - вторичным. В 1960-70-е гг. советский музыковеды выдвинули иной взгляд, согласно которому хор. унисон рассматривается как значит. достижение развитого муз. мышления, как производное от многоголосия (С. С. Скребков, М. Г. Харлап). Процесс формирования нац. обычаев, многих особенностей языка и утверждения коллективного самосознания протекал в тесной связи с синкретич. искусством, важнейшим элементом которого было хор. пение. X. м. разл. народов отразила существ. аспекты их жизни (географические, этнические, экономические, социальные, религиозные и др.). Пути развития хор. искусства народов мира отличаются друг от друга, при этом языковая специфика становилась подчас определяющим фактором. Обычно хор. культуры разл. народов разделяют на монодические (см. Монодия) и многоголосные (см. Многоголосие). X. м. существует и как искусство народное, и как профессиональное. В муз. фольклоре осн. жанром хор. пения является нар. песня, к-рая в каждой стране обладает своей нац. спецификой. Народная и профессиональная X. м. существует либо в виде художественно законченных, структурно замкнутых, либо в виде разомкнутых форм свободно длящегося хор. песнетворчества. Конкретные проявления X. м., не оформленные в целостное произв., многообразны. В муз. фольклоре такая разомкнутость формы характерна для пения противостоящих друг другу хор. групп. X. м. различается также по составу хора, по исторически сложившемуся типу многоголосия (полифония, гетерофония, гомофония), по типу взаимодействия с др. видами искусства. Хор. композиции могут существовать как самостоят. произв. или входить в качестве части в более крупные соч. (оперы, кантаты, оратории, симфонии, балеты и др.). Распространение получили обработки, аранжировки, переложения, транскрипции для хора произв. вок. или инстр. жанров. Специфич. средства художеств. выразительности X. м. обусловлены вок. природой хор. искусства и поэтому находятся в зависимости от диапазонов певческих голосов, их тембровых особенностей, технич. возможностей. Кроме того, принцип коллективного исполнения определяет применение некоторых приёмов, свойственных только хору или преим. хору. К ним относятся цепное дыхание, хоровая attacca, хоровые crescendo и diminuendo, пение закрытым, прикрытым, открытым (в нар. хорах) звуком, с закрытым ртом. Специфика хор. звучания в наиболее чистом виде представлена пением a cappella. Однако проявления этой специфики чрезвычайно многообразны. Они зависят от нац. принадлежности X. м., от этапа её историч. развития. Для европ. хор. культуры важнейшими вехами развития являются: унисонное (см. Унисон) или октавное хор. пение без разделения хора на партии (до 9 в.); многогол. полифонич. пение с разделением хор. партий по их полифонич. функциям (тенор, мотетус, триплюм, квад-руплюм - 10-16 вв.); многогол. полифонич. и гомофонное пение, неразрывно связанное с функционально-гармонич. мышлением, с разделением хор. партий по аккордово-гармоническому и регистровому принципам (сопрано, альт, тенор, бас - с 16 в.). Большая часть произв. для хора написана на какие-либо словесные тексты. Распространены также распевания междометий или отдельных возгласов, Известны и произв. с бестекстовым пением (хор. вокализы), иногда приём бестекстового пения относится к части соч. (аненайка - в знаменном, тропа - в григорианском пении). Часто X. м. соединяется с сольной и инструментальной. Иногда невозможно провести точную границу, отделяющую хор. жанры от смешанных (кантата, оратория, пассионы и т. п.). В некоторые историч. эпохи именно последние давали наибольший толчок развитию X. м. («страсти» И. С. Баха, оратории Г. Ф. Генделя, кантаты С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, кантаты, оратории С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича). К числу самых ранних известных памятников относятся поэтич. тексты хор. гимнов-заклинаний из «Самаведы» (Индия, 2000 до н. э.); высокой степени совершенства достигло также светское хор. искусство Индии (особенно жен. хоры), существовавшее и самостоятельно, и как часть драматургии (в произв. Калидасы, приблизительно 5 в.). Историч. и археологич. источники указывают на богатые традиции нар.-обрядовой и проф.-культовой X. м., а также театрализованных действ с участием громадных (до 1000 чсл.) хоров в государствах инков и ацтеков. Сохранились многочисл. письменные свидетельства об участии хоров в религ. действах Вавилона, Палестины. Для др.-евр. музыки характерны жанры псалма и гимна, исполнявшихся как единым хор. коллективом, так и антифонно или респон-сорно (см. Антифон, Респонсорий). X. м. Египта уже в эпоху Др. царства (2800-2250 до н.э.) обладала сложившимися формами антифонного культового пения. Широкое распространение получила хейрономия; известны династии музыкантов-хейрономов, которые часто были руководителями придв. капелл фараонов. В период Нового царства (1580-1070 до н. э.) и позднее возникают жанры хор. песен и гимнов, увеличивается число хор. капелл (не только египетских, но и сирийских). Исключит. значение для развития хор. культуры имело искусство Др. Греции. В греч. нар. музыке возникли хор. песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церк. музыке - пеан, тренос. Высокие образцы хор. лирики связаны с именами Терпандра, Сапфо (6 в. до н. э.), а также Пиндара (6 в. до н. э.), автора многочисл. хор. гимнов и од, создателя жанра дифирамба (из которого, согласно Аристотелю, возникла аттическая трагедия). В антич. театре установилась дифференциация на певческие голоса разной высоты: netoide (высокие), mesoide (средние), iratoide (низкие). Хор. пение было элементом др.-греч. драматургии. Традиции др.-греч. хор. искусства используются в муз. культуре Др. Рима, которой присущи черты эклектики и гигантомании. Нек-рые виды X. м. Др. Рима оказали определ. воздействие на стиль раннехристианского песнетворчества. Первые записи X. м. народов Др. мира относятся ко 2 в. до н. э. (Греция). Хор. искусство Византии развивалось в рамках и светской и духовной музыки. Однако светские хор. жанры (аккламации, полихронии и др.) не могут сравниться по своему значению с жанрами духовными, которые оказали громадное воздействие на последующее развитие X. м. Европы. Жанры визант. культовой музыки формировались иод влиянием греч., егип., др.-евр., сирийской муз. культур. В религиозной среде возникла традиция пения a cappella. Предшественником большинства визант. культовых песнопений стала агапа (ритуал ночной трапезы с хвалебным пением, 1 в.). Система хор. гимнич. жанров сложилась в основном к 9 в. Среди наиболее выдающихся визант. гимнотворцев - Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Майюмский, Феодор Студит. В состав хоров, кроме рядовых певчих, входили доместики (учителя), протопсалты (руководители правого и левого клиросов), ламподарии (корифеи). Образцы самых ранних записей визант. X. м. (в экфонетич. нотации) относятся к кон. 4 в. Исторически сложившееся разделение христианства на католичество и православие во многом обособило культурные регионы Европы, что сказалось на дальнейшей эволюции не только культовой, но и светской X. м. Для культовой музыки Зап. Европы решающим этапом стало упорядочение принципов церк. пения (4-6 вв.). В кон. 6 в. папа Григорий I составил антифонарий, песнопения которого легли в основу григорианского пения; приблизительно в то же время установилось канонич. исследование главных хор. разделов мессы. Одноголосие, характерное для григорианского пения, было теоретически обосновано ср.-век. богословием и объявлено единственно возможным видом пения (однако наряду с унисонным пением в муз. практике существовало и многоголосие). От антифонного тропа произошла литургическая драма, к-рая в свою очередь явилась предшественницей мистерии (14-16 вв.); роль хора в них была очень важной. Центрами проф. X. м. в ср. века были соборы и монастыри крупных городов Европы; в университетской среде были широко распространены хор. светские мотеты и студенческие песни (наиболее известна «Gaudeamus»). Эпоха Возрождения принесла с собой расцвет хор. многоголосия, распространение разл. форм светской X. м., утверждение принципа целостной хор. композиции, появление новых хор. жанров. Преддверием хор. многоголосия стало полифонич. сольно-ансамблевое пение (мотет, баллада, лауда, мадригал, шансон). В 14 в. в Италии и Франции возникло направление ars nova. Композиторы этой эпохи (Якопо из Болоньи, Ф. Ландино, Никколо из Перуджи - Италия, Солаж, Кордье, Й. Кармен, И. Цезарис, И. Таписье - Франция) создавали вок. многогол. соч. духовных и светских жанров. Г. де Машо принадлежит первая в истории музыки авторская месса, в ней использован 4-гол. хор. В Германии были популярны хор. каноны О. фон Волькенштейна на нар. тексты. В Англии хор. искусство развивалось в области церк. жанров, среди выдающихся образцов англ. X. м. - мессы и магнификаты Дж. Данстейбла. Значит. этап эволюции X. м. - творчество композиторов франко-фламандской или нидерландской школы. В творчестве первого поколения композиторов этой школы (Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, А. Бюнуа, И. Брассара, Ф. Карона, И. де Лимбургии, И. Региса, П. Фонтена) центр. жанром стала хор. месса a cappella, сочиняемая в технике фобурдона; типичным стало использование хора мальчиков в мессе и мотете. У композиторов второго поколения нидерл. школы (Й. Оке-гем, Ж. Варбиро, Л. Компер, ван Веербекке, П. де ла Рю, X. Изак, Я. Обрехт) хор. многоголосие распространяется на ведущие жанры духовной музыки; высокой степени совершенства достигает полифонич. письмо-строгого стиля, прочно устанавливается 4-гол. склад хор. фактуры, полностью используется диапазон хора. Для третьего поколения мастеров нидерл. школы (Ж. Депре, Н. Гомберт, А. Вилларт, Ж. Гизелен, ван де Орто, Ж. Мутон) характерны увеличение числа голосов (до 24 в каноне Ж. Депре), дальнейшее совершенствование техники сквозной имитации. Эстетич. принципы и технич. приёмы нидерл. школы получили самое яркое выражение в творчестве О. Лассо, автора огромного количества хор. произв. светских и духовных жанров. Нидерл. X. м. оказала влияние на муз. культуру европ. стран, прежде всего Италии. Основателем венецианской полифонич. школы был А. Вилларт, его последователи - К. де Pope, К. Меруло, А. и Дж. Габриели, которые создали множество произв. для двойных и тройных составов хоров (см. Венецианская школа). Главой римской полифонич. школы 2-й пол. 16 в. стал Палестрина; в его произв., написанных почти исключительно для хора a cappella, был сделан значит. шаг в овладении гармонич. мышлением. Религ.-политич. движение Реформации способствовало демократизации хор. пения, увеличило обществ. значимость хор. песенных жанров и привело к возникновению в самых разных странах новых жанров X. м.: протестантский хорал (в Германии), гуситские песни (в Чехии), энсзем (в Англии), песни гёзов (в Нидерландах). В 17-18 вв. произошли перемены в формах бытования X. м. и её взаимодействия с др. видами муз. искусства. X. м. перестала быть только частью церк. ритуалов, постепенно обрела свою собств. эстетич. функцию. Переломный момент отделения X. м. от церкви связан с возникновением оперы. В 17 в. оперная X. м. была представлена выдающимися соч. К. Монтеверди, Э. де Кавальери, С. Ланди, Д. Маццокки (Италия), Ж. Б. Люлли (Франция), Г. Пёрселла (Англия), Р. Кайзера (Германия). Первые оперные хоры были по существу хор. мадригалами. Велика роль X. м. в сарсуэле (Испания). Под воздействием оперы сформировались жанры хор. кантаты и оратории. Жанр кантаты зародился в Италии, однако хор. кантаты были более типичны для Германии, где они смыкались с жанром духовного концерта (С. Шейдт, М. Преториус, X. Л. Хаслер, Г. Шюц). Велико значение ораторий Дж. Кариссими и А. Скарлатти. Разновидностью ораторий, широко распространённой в Германии, были «страсти» (Г. Шюц, X. Гримм, Т. Зелль). X. м. 17 в. продолжала развиваться и в русле традиц. жанров (мессы, мотеты, мадригалы К. Монтеверди, Missa brevis и магнификат Д. Букстехуде, энсземы, кэтчи Г. Пёрселла, псалмы, мадригалы, мотеты Г. Шюца, мадригалы композиторов англ. школы У. Бёрда, Т. Морли, Дж. Дауленда). В 18 в. эти хор. жанры получили дальнейшее развитие и достигли высочайших вершин в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, Й. Гайдна, В. А. Моцарта. Индивидуальные стили великих мастеров во многом предопределили пути развития X. м. позднейшего времени. Широко использовал в своём творчестве X. м. И. С. Бах (пассионы, оратории, мессы, магнификат, духовные и светские хор. кантаты, хоралы, мотеты, каноны, песни). Огромное количество хор. соч. написал Г. Ф. Гендель, в его творчестве достиг вершины жанр оратории. В 18 в. оперная реформа К. В. Глюка привела к переосмыслению драматургич. функции хора. Много соч. для хора и с участием хора написал И. Гайдн (мессы, кантаты, градуалы, каноны), всемирной известностью пользуются его духовные и светские оратории. М. Гайдн в сфере X. м. и музыки с участием хора не уступал своему брату (он автор ораторий, кантат, месс, годовых циклов, градуалов и др.). В. А. Моцарт обращался к хор. составу реже (мотеты, оффертории, вечерни, литании, мессы, оратории, масонские песни, каноны), однако его реквием, в котором видная роль принадлежит хору, является одним из шедевров мирового муз. искусства. В 18 в. X. м. писали К. Ф. Э. Бах, И. К. Ф. Бах, И. А. Фукс, Г. Ф. Телеман, И. Маттезон. В развитие оперной X. м, внесли вклад Ж. Ф. Рамо, И. И. Фукс, А. К. Детуш. В кон. 18 в. большое значение приобрёл жанр светской хор. песни, близкой к народной (М. и Й. Гайдны, К. Ф. Цельтер, А. К. Кунц). В годы Великой франц. революции зародились жанры революционной и массовой песни, широкое распространение получили гимны-марши, хор. апофеозы и оды, исполняемые во время нар. празднеств; эти произв. создавали Э. Мегюль, А. Керубини, Ф. Ж. Госсек, А. Гретри, Ж. Ф. Лесюэр. Отражением гуманистич. идей Великой франц. революции стало творчество Л. Бетховена. Композитор синтезировал достижения муз. культуры ряда эпох и народов, предвосхитил многие явления X. м. не только 19 в., но и 20 в., он первым ввёл хор в симфонию (финал 9-й симфонии). В 19 в. господствовавшей формой бытования X. м. становится её конц. исполнение. Во многих странах возникают организации, ставящие целью объединение деятелей хор. культуры и публич. исполнение лучших образцов X. м., её пропаганду среди широких слоёв слушателей: лидертафели (Германия), Цюрихский певческий институт (Швейцария), «Орфеон» (Франция), «Корол. хор. общество», «Объединение хоровиков» (Англия), общество «Духовные концерты» (Австрия). Нек-рые из таких организаций выходят за рамки культурно-воспитательных и превращаются по существу в политич. общества (таковы многочисл. певческие союзы рабочих Германии). Сильнейшее воздействие на развитие X. м. 19 в. оказало направление романтизма. Композиторы-романтики проявили большой интерес к нар. песне, стремились к широкому использованию программности. В их хор. произв. произошло ослабление конструктивно-архитектонич. начала за счёт усиления колористичности. Возникают новые формы хор. миниатюры и романтич. хор. цикла; стираются стилистич. границы между духовной и светской X. м. Заметна тенденция жанрового синтеза, что относится не только к взаимодействию X. м. с др. муз. жанрами, но и к влиянию на X. м. театра, живописи, литературы и поэзии. В Германии X. м. была представлена хорами в операх К. М. Вебера и Р. Вагнера, в числе наиболее значит. произв. кантатно-ораториальных жанров - «Немецкий реквием» И. Брамса, оратории и кантаты Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, И. Брамса, мессы К. М. Вебера, Ф. Листа; все вышеназванные композиторы, а также Л. Шпор, Р. Марпшер, А. Лорцинг, О. Николаи обращались к жанру хор. песни. Не менее важным был жанр хор. песни в Австрии (Ф. Шуберт, Г. Малер); традицию церк. хор. жанров продолжали также А. Брукнер и X. Вольф; бетховенскую идею использования хора в симфонии развил Г. Малер (2-я, 3-я, 8-я симфонии). В Италии X. м. развивалась гл. обр. на базе оперы (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди), её влияние сказалось даже в соч. духовных жанров, таких как мессы, кантаты, градуалы Россини, духовные песнопения и прежде всего реквием Верди. Во Франции особенно ярко проявилась тенденция романтич. жанрового синтеза; большинство произв. Г. Берлиоза с участием хора обладает чертами смешанных жанров. Важную роль играли хоры в романтич. больших операх (Ф. Обера, Дж. Мейербера), в лирич. операх Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, Ж. Массне, Л. Делиба. В области X. м. работали представители норв. школы - Э. Григ, Р. Нурдрок, К. Синдинг, Ю. Свенсен. Из хор. произв. польских композиторов известны оперные хоры и хор. песни С. Монюшки, К. Куршшьского, П. Машинского. Хор. культура Чехии представлена оперными хорами, хор. песнями и обработками Б. Сметаны, А.Дворжака, Б. Мартину, ораториями Дворжака и Мартину. Исторически сложившаяся традиция православного пения a cappella и преим. хор. характер рус. муз. фольклора обусловили исключит. значение X. м. в рус. культуре. 10 - нач. 17 вв. история рус. проф. X. м. идентична истории рус. музыки вообще. На рубеже 16 и 17 вв. под влиянием рус. нар. и зап.-европ. многоголосия в России возник специфич. вид строчного пения. Важным этапом в истории рус. X. м. явилось партесное пение, господствовавшее с последней трети 17 в. около ста лет и выдвинувшее ряд принципиально новых для рус. X. м. жанров, прежде всего кант и духовный концерт. К этому периоду относится творчество первых крупных отечеств. композиторов и теоретиков X. м., среди которых Н. П. Дилецкий, В. П. Титов, Н. Бавыкин, Редриков. Жанр духовного концерта достиг вершины в творчестве М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Хор. соч. Бортнянского охватили мн. жанры церк. и светской музыки. К сер. 18 в. относятся характерные для России примеры применения хоров в операх-сериа (оперы Ф. Арайи). Для рус. комич. оперы 18 в. были типичны хоры в нар. духе, хор. обработки нар. песен, большие сцены и даже целые обрядовые циклы (В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин). На рубеже 18 и 19 вв. популярностью пользовалась X. м. О. А. Козловского (хор. полонез «Гром победы, раздавайся»); обществ. признание получили хор. произв. С. А. Дегтярёва. В кон. 18 - 1-й трети 19 вв. заметную роль хор играл в мелодраме (Е. И. Фомин), трагедии с музыкой (Фомин, Козловский), в муз. дивертисментах и операх (С. И. Давыдов, К. А. Кавос), в жанре «оперы спасения» («Иван Сусанин» Кавоса). В 20-40-е гг. были широко известны оперные хоры и хор. кантаты А. Н. Верстовского, хоры А. А. Алябьева и А. Е. Варламова. Новую эпоху открыло хор. творчество М. И. Глинки, вобравшее в себя достижения предшествующих поколений и школ и послужившее истоком для развития X. м. русский композиторов-классиков. Среди его многочисл. произв.- оперные хоры, хор. полонезы, гимны, песни, хор. обработки; в сферах духовной и светской музыки выделяются «Херувимская песнь», а также хор. эпилог «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Драматургич. значение хоров в рус. опере было очень велико; нередко последование хор. сцен в опере образовывало собств. драматургич. линию (массовые и нар.-обрядовые сцены в операх А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского). С др. стороны, хоры из рус. опер часто исполнялись в концертах. Интенсивно развивался кантатный жанр (Даргомыжский, Рубинштейн, Серов, Римский-Корсаков, Чайковский, А. К. Глазунов, M. M. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский). Широкое распространение получили небольшие по размерам хор. произв. (иногда миниатюры) с сопровождением или a cappella, которые сочинялись как самостоят. опусы или объединялись в хор. циклы (хоры Даргомыжского, Серова, Рубинштейна, Чайковского, Римского- Корсакова). Значит. этапом в развитии рус. X. м. 19 в. явилось творчество С. И. Танеева. Оно охватило все ведущие жанры X. м. (кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», хор. циклы, хоры из опер «Орестея» и др.). В сер. 19 в. церк. X. м. и искусство культового пения отходят на второй план. С 70-х гг. возникает тенденция цельного муз.-эстетич. осмысления основных и самых крупных служб - литургии и всенощной. Циклы литургии (обедни), всенощной и отдельные духовные песнопения создают Г. Я. Ломакин, М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, Ипполитов-Иванов, Римский-Корсаков, А. К. Лядов, С. М. Ляпунов, А. С. Аренский. Традицию рус. хор. пения, кроме старейших хор. коллективов - хора Придв. певческой капеллы, который исторически восходит ещё к хору певчих дьяков 16 в. (см. Ленинградская академическая капелла), хоров Моск. синодального уч-ща церк. пения, капеллы Шереметева, продолжают и развивают также хор Бесплатной музыкальной школы, «Славянская капелла» (см. Д. А. Агренев-Славянский), хор А. А. Архангельского, позднее - хоры Ф. А. Иванова, Московской симфонической капеллы, И. И. Юхова, Русский народный хор M. E. Пятницкого. В числе важнейших событий хор. жизни страны - открытие Регентских классов при Придв. певческой капелле (1846), Бесплатной муз. школы (1862), Моск. синодального уч-ща (1857), Русского хорового общества (1878). Заметный подъём хор. культуры начался с 1890-х гг.; важную роль в развитии хор. движения сыграли хор. дирижёры В. С. Орлов, У. О. Авранек, Г. А. Казаченко, H. M. Данилин, А. В. Никольский; усилиями С. В. Смоленского, А. Д. Кастальского, А. А. Архангельского, Н. И. Компанейского, М. А. Лисицына организуются публич. хор. концерты, проходят гастроли Синодального хора за границей, созываются регентские съезды, издаётся специализированный журн. «Хоровое регентское дело» (1909-17). К X. м. обращаются А. Н. Скрябин, H. H. Черепнин, Вик. С. Калинников, А. Т. Гречанинов, В. И. Ребиков, П. Г. Чесноков. Целый ряд выдающихся соч. для хора создал С. В. Рахманинов; его «Всенощная» явилась непревзойдённым образцом рус. X. м. В годы первой рус. Революции 1905-07, а также Oкт. революции 1917 исключит. значение приобретает жанр революц. песни. Участие нар. масс в политич. борьбе, рост нац.-освободит. движений, бурное развитие в 20 в. средств массовой информации и др. социальные факторы усилили процесс широчайшего распространения X. м. на всех континентах и одноврем. способствовали взаимопроникновению разнонациональных муз. традиций. Сложность и дифференцированность обществ.-политич. и культурной жизни обусловили исключит. разнообразие форм и видов хор. пения и хор. жанров - от массовой политич. песни до крупных хор. композиций. В разл. стилистич. течениях 20 в. значение X. м. неодинаково. Повлияло на развитие X. м. направление экспрессионизма (Р. Штраус, А. Шёнберг). Композиторы новой венской школы (А. Шёнберг, А. Веберн) и их последователи, наряду с традиц. методами сочинения, применяли в хор. произв. разл. приёмы атональной музыки и додекафонии, хотя эта техника в X. м. не заняла столь заметного места, как в инстр. музыке. Существ. роль играли хор. жанры у тех композиторов, которые обращались в своём творчестве к муз. фольклору; крупнейшие среди них - Б. Барток, З. Кодаи, К. Шимановский, Л. Яначек, Дж. Энеску, Я. Сибелиус. Наиболее значит. хор. соч. созданы композиторами, связанными с направлением неоклассицизма (или испытавшими его влияние). Возрождение классич. и доклассич. форм и жанров привело к появлению этапных произв. X. м. 20 в., в их числе «Царь Эдип», «Симфония псалмов», месса И. Ф. Стравинского, сценич. оратории А. Онеггера, хоры П. Хиндемита. X. м. представлена выдающимися произв. в творчестве композиторов «Шестёрки» и несколько позднее - «Молодой Франции». Значит. пласт демократич. хор. культуры составляет X. м. X. Эйслера, П. Дессау, Ф. Сабо, А. Буша. X. м. выдающихся мастеров 20 в. не может быть заключена в рамки какого-либо одного течения. Самобытно и глубоко национально творчество К. Орфа, в соч. которого широко используются хоры (сценич. кантаты, концерт «Триумф Афродиты», мистерии, гимны, обработки нар. песен). Плодотворно работал в жанрах X. м. Б. Бриттен. Совр. зап.-европ. композиторы продолжают обращаться к церк. жанрам; к лучшим в этой области относятся соч. О. Мессиана; известны также духовные соч. Л. Бернстайна, Д. Лигети, Р. Томпсона, Ф. П. Паттерсона, А. Тэйна. Композиторы-авангардисты ввели в X. м. приёмы соноризма и алеаторики, однако чисто хор. авангардные произв. встречаются довольно редко (известны отдельные хор. композиции Л. Берио, С. Буссотти, П. Булеза, К. Штокхаузена, Э. Вареза). После 2-й мировой войны 1939-45 заметно укрепляются связи между хоровыми культурами разных стран. Во многих из них регулярно проводятся хор. фестивали и конкурсы («Дни хор. пения» в Барселоне, «Междунар. встречи хоров» в Варшаве и др.). Организуются гастроли хор. коллективов (хор Шоу - США, хор академии «Санта-Чечилия» - Италия, хор им. З. Кодаи - Венгрия, хор им. И. С. Баха - Великобритания и др.); издаются специализированные хор. журналы: «American Choral Review» - США, «Gaudeamus» - Нидерланды, «Lied und Chor» - ФРГ, «Кleine Chorzeitung» - Швейцария, «Хорово дело» - Болгария, и др. Выдвинулись крупные хор. дирижёры: М. Куро (Франция), X. Риллинг (ФРГ), Д. Бертолуччи (Италия), Э. Браун (США), Г. Тойринг (Австрия), М. Кагель (Аргентина), Д. Гуляш (ВНР), Ю. Бок (ПНР), Й. Веселка (ЧССР). Oкт. революция 1917 внесла глубокие изменения в хор. культуру. Сов. X. м. развивается как искусство демократическое, многонациональное, существующее в самых разнообразных формах фольклорного и композиторского творчества. Демократизм присущ и сов. исполнительству; наряду с проф. хор. коллективами широчайшее распространение получили самодеят. хоры, которые стали одним из гл. средств культурного воспитания трудящихся. Осн. жанры сов. X. м. - хор. нар. и массовая песня, отдельные хор. соч. и циклы, оперные хоры, а также кантаты и оратории - представлены в творчестве мн. выдающихся советский композиторов. В 1920 начал формироваться жанр сов. массовой песни (А. А. Давиденко, Д. С. Васильев-Буглай, М. В. Коваль, Б. С. Шехтер, В. А. Белый), достигший расцвета к сер. 30-х гг. «Песня о встречном» Д. Д. Шостаковича и «Марш весёлых ребят» И. О. Дунаевского явились вехой в истории не только этого жанра, но и всей сов. музыки. Массовые песни Дм. Я. и Дан. Я. Покрассов, В. Г. Захарова, М. И. Блантера, Л. К. Книппера, К. Я. Листова, В. П. Соловьёва-Седого и др. прочно вошли в быт сов. людей. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 воен. и патриотич. хор. песня была на фронте и в тылу могучим духовным оружием. Особое значение приобрела песня «Священная война» А. В. Александрова. В 50-60-е гг. большой вклад в развитие жанра внесли В. С. Левашов, В. И. Мурадели, А. Г. Новиков, А. И. Островский, А. Н. Пахмутова, С. С. Туликов, А. Н. Холминов, А. Я. Эшпай. Начиная с 30-х гг. сов. композиторы широко обращаются к жанрам кантаты и оратории (первые сов. произв. этого жанра относятся к 1920-м гг.). Наиболее выдающиеся кантаты и оратории принадлежат С. С. Прокофьеву («К 20-летию Октября», «Александр Невский», «На страже мира»), Д. Д. Шостаковичу, Н. Я. Мясковскому, Ю. А. Шапорину, В. Я. Шебалину, а также М. В. Ковалю, С. Н. Василенко. Г. В. Свиридов обогатил X. м. яркими произв. в хор. и смешанных жанрах («Патетическая оратория», кантаты на сл. Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, Р. И. Рождественского, фольклорная кантата «Курские песни», концерт памяти А. А. Юрлова, X. м. для спектаклей драм. театра и др.). Новую функцию обретает в сов. X. м. жанр реквиема, становясь выразителем патриотич. антивоенных гражд. идей, теряя при этом даже внешнюю связь с канонич. церк. формой. К числу известных произв. этого жанра относится реквием Д. Б. Кабалевского. Хоры играли значит. роль уже в сов. операх 20-х и 30-х гг. Вместе с тем самостоят. значение оперных хоров как отдельных конц. номеров несколько падает, поскольку система оперной драматургии усложнилась, и в ней стал преобладать принцип сквозного действия. Грандиозные, эпического размаха хор. сцены во многом определяют драматургию оперы «Война и мир» Прокофьева. Среди шедевров оперной X. м. - хор каторжан из оперы «Катерина Измайлова» Шостаковича. Значит. достижениями являются хоры в операх Р. М. Глиэра, И. И. Дзержинского, Кабалевского, А. П. Петрова, С. М. Слонимского, А. Н. Холминова, Т. Н. Хренникова, Шапорина, Р. К. Щедрина и др. Завоевал популярность в сов. хор. литературе жанр хор. цикла, среди лучших произв. - циклы Шостаковича, Свиридова, В. Н. Салманова, Коваля, А. Ф. Пащенко, H. H. Сидельникова. Отд. хор. пьесы и хор. миниатюры составляют значит. область композиторского творчества. Существенна роль хора в симфониях Шостаковича, С. А. Баласаняна, М. С. Вайнберга, балете (Б. В. Асафьев, А. П. Петров, Н. Н. Синельников, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко), оперетте (А. П. Долуханян, И. О. Дунаевский, Кабалевский, Петров, Хренников, Шостакович), мьюзикле. Развитие X. м. народов союзных республик СССР определялось особенностями нац. хор. культуры и её состоянием до Oкт. революции 1917. На Украине, в Белоруссии X. м. получила значит. развитие. Выдающиеся хор. произв. создали Л. Н. Ревуцкий, Г. И. Майборода, Б. Н. Лятошинский, Б. Т. Козак, А. Я. Штогаренко, Г. Г. Верёвка, Л. А. Грабовский (УССР), А. В. Богатырёв, Н. И. Аладов, Е. А. Глебов, Ю. В. Семянко, В. В. Оловников, Э. М. Тырманд (БССР). На высоком уровне находится хор. культура республик Прибалтики. Крупнейшим явлением сов. музыки стало хор. творчество эст. комп. В. Тормиса, значит. произв. создали М. Саар, К. Креэк, Г. Эрнесакс, Р. Пяте, Т. Веттик, Я. Ряэтс (Эст. ССР), Б. Дварионас, С. Вайнюнас, А. Рачюнас, А. Будрюнас, А. Бражинскас (Литов. ССР), Алдонис Калнинь, Алфред Калнинь, М. Заринь, А. Скулте, Я. Озолинь (Латв. ССР). Большого размаха достигли праздники песен в Прибалтике (см. Певческие праздники). Хор. искусство Молдавии, в котором на протяжении многих веков господствовало одноголосие, ныне развивается как многоголосное (В. Г. Загорский, В. Л. Поляков, Э. Л. Лазарев, Е. Д. Дога, З. М. Ткач). Богатейшие традиции хор. пения в Грузии нашли продолжение в творчестве З. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили, М. А. Баланчивадзе, О. Тактакишвили, Р. К. Габичевадзе, А. Д. Мачавариани. Дореволюц. X. м. Армении и Азербайджана была преим. одноголосной, важнейшим условием её развития стало овладение хор. многоголосием (огромная роль в этом принадлежит Комитасу и У. Гаджибекову). Ныне созданы хор. произв. разл. жанров (Л. А. Ходжа-Эйнатов, А. К. Кочарян, А. Р. Арутюнян, Э. М. Мирзоян, А. Л. Степанян, К. О. Закарян, Р. С. Арменян, Э. С. Оганесян - Арм. ССР; К. А. Караев, У. Гаджибеков, Р. Гаджиев, Дж. Джангиров, Р. Мустафаев - Азерб. ССР). Дореволюц. вок. музыка Ср. Азии развивалась почти исключительно как искусство одноголосное, поэтому становление хор. культуры здесь происходило медленнее. Значит. помощь оказали композиторы братских республик (А. Ф. Козловский, С. Н. Василенко, В. Г. Фере, В. А. Власов, Ю. С. Мейтус, Е. Г. Брусиловский, М. Р. Раухвергер и др.). Созданы нац. хор. произв. (С. А. Юдаков, М. М. Бурханов, Ш. С. Сайфиддинов). Проф. хор. исполнительство в СССР существует в 3 осн. организац. формах: хор. капеллы, нар. хоры, ансамбли песни и пляски. Лучшие коллективы - Республиканская русская хоровая капелла, Государственный академический русский хор Союза ССР, Рус. нар. хор им. M. E. Пятницкого, Ансамбль песни и пляски Советской Армии, Воронежский, Уральский, Сибирский, Омский и др. нар. хоры, Моск. камерный хор, камерный хор Моск. консерватории. Подготовка дирижёров-хоровиков ведётся на кафедрах хор. дирижирования в консерваториях, институтах культуры, пед. институтах, в Моск. и Ленингр. хор. уч-щах. Среди сов. хормейстеров - А. В. Свешников, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Г. Р. Ширма, А. В. Рыбнов, Б. И. Куликов, В. Н. Минин, Б. Г. Тевлин, А. Б. Хазайов, В. И. Краснощёкое, Г. Г. Эрнесакс, Р. Ванаг, И. Швядас, Г. И. Цитович, А. Т. Авдиевский, А. Г. Шароев, О. А. Чекиджан, Р. Бакрадзе, В. А. Чернушенко, В. И. Нестеров.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь