на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХОХЛОВ Павел Акинфиевич [21 VII (2 VIII) 1854, с. Устье, ныне Беднодемьянский р-н Пензенской обл.- 20 IX 1919, Москва] - русский певец (баритон). В детстве учился игре на фп., позже - на скрипке (у К. А. Кламрота). Окончил юридич. ф-т Моск. университета (1878). Увлекаясь пением, в 1873-75 брал уроки у Ю. К. Арнольда, который считал, что у X. бас (в 1875 в студенч. концерте исполнил басовую партию - арию Зарастро из «Волшебной флейты»). Почувствовав неполадки с голосом, начал заниматься у А. Д. Александровой-Кочетовой (1875-78), к-рая верно определила голос X. как баритон. Совершенствовался в Милане у Ф. Ронкони, Ф. Варези, Гамбоджи. В 1879 с успехом дебютировал на сцене Большого театра (первоначально во 2-м акте оперы «Фауст», исполнив партию Валентина, затем - в партии Графа ди Луна в опере «Трубадур»). В 1879-1900 был солистом этого театра (в 1881 и сезон 1887-88 пел в Мариинском театре). Много концертировал в Москве, Петербурге и др. городах России, зачастую пел в благотворит. концертах, особенно в пользу учащейся молодёжи. Последнее выступление X. состоялось в 1902 на сцене Большого театра (в опере «Евгений Онегин»). Оставив сцену, занялся общественной деятельностью (работал в земстве). Один из выдающихся певцов, X. - яркий представитель рус. вок. школы. Он принёс на оперную сцену новый стиль исполнения (полный отказ от внешне эффектного пения, стремление бережно донести до слушателя замысел композитора). Певец обладал мягким, бархатистого тембра голосом широкого дыхания и большого диапазона (ему были одинаково доступны басовые и теноровые звуки), превосходными сценич. данными. Тонкий музыкант и талантливый актёр, он всегда стремился к созданию полноценного правдивого художеств. образа. В обширном репертуаре X. преобладали партии из опер русский композиторов. Лирич. образы были артисту ближе героических. Совершенством, глубиной и законченностью трактовки выделялись партии Онегина и Демона. Его интерпретация этих образов стала традицией на оперной сцене. П. И. Чайковский писал, что «не может себе представить Онегина иначе, как в образе Хохлова». Среди др. партий - Светлейший («Черевички» Чайковского), Елецкий, Князь Игорь, Руслан, Мизгирь; Троекуров («Дубровский»), Борис Годунов; Вольфрам («Тангейзер»), Дон Жуан, Жермон; Ренато («Бал-маскарад»). Талантливого певца и актёра высоко ценили Чайковский, А. Г. Рубинштейн, мн. рус. муз. критики. X. не был педагогом, он не создал своей школы, но у него учились искусству работы над образом, вок. мастерству мн. артисты. Ф. И. Шаляпин неслучайно назвал X. своим учителем.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь