на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ИЗДАТЕЛЬСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ - организации и фирмы, выпускающие ноты, книги о музыке, муз. журналы. Прообразом И. м. явились существовавшие в эпоху позднего средневековья небольшие предприятия, занимавшиеся размножением муз. произв. путём переписки нот. Как учреждения в совр. значении этого понятия, осуществляющие промышленный выпуск печатной нотной продукции, И. м. возникли во 2-й пол. 15 в. в Зап. Европе, когда с изобретением книгопечатания и развитием типографского искусства были созданы и технич. предпосылки для нотопечатания. На раннем этапе развития И. м. (15-17 вв.) функции нотопечатника, муз. издателя и торговца обычно совмещались в одном лице. Первые нотопечатни были основаны лицами, причастными к изобретению новых способов нотной печати или их усовершенствованию. В 1482 венецианец О. Скотто награвировал на дереве и напечатал сборник месс. В 1501 там же, в Венеции, вышло первое издание (сборник светских песен), напечатанное изобретателем подвижного нотного шрифта О. Петруччи. Способ набора нот, изобретённый Петруччи, широко распространился в Европе. В 1525 он был усовершенствован франц. гравёром П. Отеном. В 1755 Г. И. Брейткопф изобрёл новый шрифт, позволявший набирать сложные по фактуре ансамблевые произв. Уже с нач. 16 в. в Италии, Франции, Англии, Нидерландах и Германии начинают складываться первые очаги муз.-издат. дела. Среди известных муз. издателей того времени: О. Петруччи, А. Гардано (Венеция), П. Аттеньян, Р. и А. Баллары (Париж), Т. Ист, Дж. Таллис и У. Бёрд (Лондон), Т. Сузато (Антверпен), Э. Эглин, С. Гримм (Аугсбург), X. Отт (Нюрнберг) и др. Первоначально издавалась мензуральная музыка, затем мадригальная литература, ансамблевые инстр. произв., церк. музыка. С изобретением в 1-й пол. 18 в. нотного гравирования на гартовых досках (изобретатели - англичане Дж. Клуэр, Дж. Уолш и Р. Мирер), получившего широкое практич. применение, начался интенсивный рост собственно И. м. Важнейшие муз.-издат. фирмы: в Нидерландах (Амстердам) - Роже, Ле Сен, Хуммель; в Великобритании (Лондон) - Уолш, Бремнер, Уелкер, Престон; во Франции (Париж) - Ле Клерк, Байё, Юберти; в Австрии (Вена) - Тратнер, Артария, Молло и Капли, Мекетти; в Германии (Нюрнберг) - Шмидт, Хафнер. С кон. 18 в. средоточием И. м. становятся Лейпциг (где начинает работать крупнейшая муз.-издат. фирма Брейткопф и Хертель, позднее К. Петере и др.) и Милан (Рикорди). В 1-й пол. 19 в. возникают такие ставшие известными издательства, как Шотт, Андре, Фридрих Хофмайстер, Бузи энд Хокс и др. Проникновение в 19 в. муз. искусства во всё более широкие демократич. круги населения, расширение обучения музыке, открытие мн. муз.-уч. заведений (школ, консерваторий) и связанная с этим дифференциация муз. педагогики как самостоят. отрасли, рост симф. оркестров и оперных театров потребовали резкого увеличения выпуска нот и книжной продукции о музыке (особенно муз.-педагогич. литературы). Одновременно происходил процесс коммерциализации муз.-издат. дела. Этому способствовало широкое распространение салонной музыки (разл. рода пьес, преим. для фп. и скрипки, романсов, всевозможных переложений, аранжировок и др.), возникновение мн. оркестров (исполнявших гл. обр. танцы, поппури, парафразы, фантазии на популярные оперные арии, опереточную музыку и др.), ставших массовыми потребителями нотной продукции, а также изобретение (в кон. 18 в.) литографии, совершившей переворот в нотопечатании. Литография упростила и удешевила выпуск массовой нотной литературы. Стало возможным выпускать недорогие серийные издания произведений классической музыки. Первыми их начали выпускать издательства Литольф (1864, Брауншвейг) и Петере (1867). Распространение в 20 в. лёгкой музыки, разл. рода театр. представлений (ревю), эстрадных театров типа мюзикхолла, джаза и киномузыки сказалось на дальнейшей коммерциализации муз.-издат. дела. Возникает множество небольших муз.-издат. предприятий, специализирующихся на выпуске развлекат. музыки, особенно модных песенок (шлагеров). Вместе с тем всё более чётко определяется круг деятельности крупных муз.-издат. фирм, выпускающих произв. классиков и совр. композиторов (оперы, симфонии, камерная музыка), книги, науч. музыковедческую литературу, муз. журналы, выявляется роль этих фирм в развитии нац. муз. искусства. Среди крупнейших совр. И. м. капиталистич. стран: Брейткопф и Хертель (осн. в 1795, Германия; с 1945 в ГДР, частично в ФРГ), Рикорди (осн. в 1808, Италия), Новелло и К? (1829, Великобритания), Доблингер (1857. Австрия), Ширмер (1861, США), Дюран (1870, Франция), Беренрайтер (1924, ФРГ) и др. Размах их деятельности во многом определяют новые методы производства, осн. на фотомеханич. воспроизведении нотного и книжного текстов. И. м. в России. Первые опыты муз.-издат. дела в России были предприняты Моск. печатным двором в 1652 и 1668. Однако они не получили практич. осуществления. Первым рус. нотным изданием являются сравнительные таблицы («двознаменные») крюковых и линейных нотных знаков, носящие уч. характер. Эти таблицы, награвированные на медных досках, исследователи относят к 1679 и полагают, что они были отпечатаны моск. органистом С. Гутовским, изобретшим в эти годы печатный станок оригин. конструкции. В дальнейшем развитии муз.-издат. дела в России значит. роль сыграла типография Академии наук в Петербурге (1727), выпускавшая и ноты. В числе первых нотных изданий был приветственный кант В. К. Тредиаковского, сочинённый им в честь коронации Анны Иоанновны (авг. 1730). Затем были изданы сб. сонат для скрипки и баса Д. Верокаи (1734) и Л. Мадониса (1738), не уступавшие по художественно-полиграфич. оформлению лучшим западноевроп. нотным изданиям того времени. Здесь же были изданы первые в России муз.-теоретич. труды - трактат Л. Эйлера с нотными примерами («Опыт новой теории музыки, обоснованный на непреложных законах гармонии», 1739, на лат. яз.), сборник песен «Между делом безделье…» Г. Н. Теплова (1751) и фольклорный сборник «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского (ч. 1, 1776). Ноты типография продолжала выпускать вплоть до конца 18 в. В Москве церк. певч. книги печатала в 1770-72 Моск. синодальная типография. В эти же годы началась муз.-издат. деятельность X. Л. Вевера, арендовавшего в 1773 типографию Моск. университета и выпустившего тогда же «Клавикордную школу…» Г. С. Лелейна; спустя год, совм. с И. Б. Керцелли, Вевер начал публикацию первого рус. муз. журнала - «Музыкальные увеселения…» (1774-75). Им же был издан первый рус. оперный клавир - «Деревенской ворожея» И. И. Керцелли (увертюра и песни, 1778). В 1789-91 в Петербурге ноты печатала типография Горного института, издавшая первую рус. оперную партитуру («Начальное управление Олега», музыка Дж. Сарти, В. Пашкевича и К. Каннобио, либр. Екатерины II, 1791). Дальнейшему развитию муз.-издат. дела способствовал указ о вольных типографиях (1783). Расширяется деятельность книжных и муз. магазинов, нередко издававших ноты (напр., книготорговля Ф. Мейера,. издавшая в 1783 соч. И. Е. Хандошкина и др.), открываются многочисл. муз. магазины, но их издат. деятельность была случайной и, обычно, не носила продуманного систематич. характера. Первым крупным И. м. в России, занявшим почти монопольное положение среди нотных издательств, стала петерб. фирма «Герстенберг и К?», осн. в 1791 (ноты начала печатать с 1793, с 1796 назыв. «Герстенберг и Дитмар»). За шесть лет фирма выпустила св. 200 названий разл. содержания (в т.ч. отдельные произв. русский композиторов - И. Е. Хандошкина и др.), а также первые рус. муз. альманахи («Карманная книжка для любителей музыки на 1795 и 1796 годы»). Издания Герстенберга положили начало деятельности специализированных муз.-издат. предприятий. В конце 18 в. в Петербурге существовали муз. издательства и нотопечатни - Б. Брейткопфа, работавшего гл. обр. для дирекции имп. театров (выпустил также романсы и песни Д. С. Бортнянского), И. И. Вейбрехта, Себ. Жоржа. Заметно оживляется муз.-издат. деятельность с нач. 19 в. В Петербурге и Москве открываются муз. магазины, владельцы которых занимаются выпуском нотных изданий. Кроме Ф. Дитмара (к нему в 1799 перешло муз. издательство Герстенберга), в Петербурге издавали ноты: Г. Дальмас (с 1800), пропагандировавший рус. музыку (соч. Д. Н. Кашина, О. А. Козловского, Хандошкина и др.), И. К. Пец (с 1810), выпустивший ряд произв. западноевроп. композиторов (в т.ч. фп. соч. Дж. Филда), К. Лиснер, К. Ф. Рихтер (с 1825) и др. В те же годы в Москве нотно-издат. деятельность вели: Г. Н. Рейнсдорп, К. Венцель, в нотопечатне которого было издано большинство нот, вышедших в Москве в 1812-50 (в т.ч. соч. А. А. Алябьева, И. И. Геништы, А. П. Есаулова, А. Н. Верстовского, М. И. Глинки и др.), Ю. Грессер, К. Ф. Щильдбах, К. Ленгольд и др. В 1829 пианист и композитор М. И. Бернард осн. в Петербурге крупное муз. издательство на базе приобретённых им изданий муз. магазина Дальмаса (с 1842 выпускал муз. журн. «Нувеллист»). Открываются рус. муз. издательства Ф. Т. Стелловского (с 1830), Л. К. Снегирёва (с 1835), П. И. Гурскалина (с 1838), В. Д. Деноткина (с 1844). Возникает первое крупное провинц. муз. издательство Л. В. Идзиковского в Киеве (1858). С сер. 19 в. происходит процесс укрупнения муз.-издат. дела. В 40-50-х гг. Стелловский скупает фирмы Снегирёва, Гурскалина и Деноткина. Его издательство сосредоточивает выпуск произв. рус. композиторов (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Верстовского), предпринимает издание опер А. Н. Серова. В 1885 фирма Стелловского переходит к моск. издательству А. К. Гутхейля (осн. 1859); в том же году все издания фирмы Бернард приобретает моск. муз. издательство П. И. Юргенсона (осн. 1861). В 1869 в Петербурге открылось крупное муз. издательство «В. В. Бессель и К?», выпустившее мн. оперные произв. А. Г. Рубинштейна, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова, издававшее журн. «Музыкальный листок» (1872-77) и «Музыкальное обозрение» (1885-88); в 1875 - муз. издательство Ю. Г. Циммермана, а в 1882 - его филиал в Москве (издательство существовало до 1915, после чего перешло в собственность торгового дома «Ленберг, Лекае и К?»). В 1885 М. П. Беляев осн. для пропаганды творчества рус. композиторов издательство «М. П. Беляев в Лейпциге» с нототорговой базой в Петербурге (гравировка и печать осуществлялись в лейпцигской нотопечатне Редера). Фирма Л. В. Идзиковского в Киеве, с приобретением в 1896 киевской книжной и муз. торговли Б. В. Корейво, а также всех издат. прав последней, становится крупнейшим муз. издательством на Юге России, специализировавшимся на выпуске произв. укр. и польских композиторов. Это ознаменовало новый этап в развитии муз.-издат. дела в России. Названные И. м., а также осн. в 1908 в Москве Н. К. и С. А. Кусевицкими Российское музыкальное издательство (купившее в 1914 фирму Гутхейля) являлись крупнейшими рус. дореволюц. И. м., сыгравшими большую роль в развитии нац. муз. культуры. Выделяется деятельность фирмы Юргенсона, удешевившей издание нот, что оказало воздействие и на др. муз. издательства. Кроме дешёвых томовых изданий классиков, ею были выпущены по доступным ценам клавиры популярных опер и огромное количество педагогич. литературы. К нач. 20 в. нотоиздат. дело в России достигло высокого уровня развития, не уступая по технике полиграфич. оформления нот зарубежным И. м. Такие рус. И. м., как фирма Юргенсона, завоевали мировое признание. В первом десятилетии 20 в. существовали многочисл. муз. магазины-фирмы на периферии (в Одессе, Ярославле, Кишинёве, Харькове, Риге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Тбилиси, Саратове и др. городах), занимавшиеся издат. деятельностью. Муз. издательствами и муз. магазинами в России выпускались каталоги изданных ими нот, являющиеся ценным источником для изучения муз. вкусов эпохи. После Великой Окт. социалистич. революции муз.-издат. дело переходит в руки гос-ва (декрет Совета Народных Комиссаров от 19 дек. 1918). В 1921 нотные издательства и нотопечатни объединяются в единое муз. издательство, которое в 1922 вошло в состав Гос. издательства (Госиздата) на правах его муз. сектора. В 1930 муз. сектор Госиздата реорганизуется в самостоят. Гос. муз. издательство (Музгиз) с отд. в Ленинграде, ставшее крупнейшей всесоюзной муз.-издат. фирмой. В эти же годы работает и ряд др. И. м., в т.ч. кооперативное издательство «Тритон» (Ленинград, 1925-35), выпускавшее ноты и книги по музыке. Эпизодически выпуском нот занимался ряд обществ. организаций и ведомств: Моск. общество драм. писателей и композиторов (Модпик, 1917-30), Всесоюзное управление по охране авторских прав (осн. в 1923), Управление муз. учреждений Комитета по делам искусств РСФСР (в 1937-46). Выпускаются ноты и специализированными издательствами: Гос. издательство детской книги (Детгиз, осн. в 1933, с 1964 - издательство Детской литературы; издаёт дет. книги с нотами, муз. игры и др.), Военное издательство (осн. в 1924, издаёт произв. воен. музыки - марши, песни). С созданием в 1939 при CК СССР Музыкального фонда СССР, в задачи которого входит и издание произв. советский композиторов, разворачивается его муз.-издат. деятельность в Москве, Ленинграде, а также в союзных республиках. Приобщение к муз. культуре широчайших нар. масс, рост числа проф. муз.-учебных заведений, орк. и хор. коллективов, муз. самодеятельности обусловили и громадный рост нотных изданий и книг по музыке, невиданный для царской России. Неизмеримо выросли по сравнению с дореволюц. временем и сами масштабы деятельности И. м.: огромные тиражи, тщательность редактуры, научность и фундаментальность изданий (напр., такие многотомные издания, как полное собр. соч. М. И. Глинки, Н. В. Лысенко, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, собр. соч. С. С. Прокофьева, Н. К. Метнера, из книг - «История русской советской музыки», «История музыки народов СССР», и др.). В 1956 наряду с Музгизом организуется новое всесоюзное И. м. «Советский композитор» с отд. в Ленинграде (1957-64 и с 1969) и в Киеве (1959-62), основной задачей которого является популяризация творчества сов. композиторов. В 1964 Музгиз и «Советский композитор» объединились в одно издательство «Музыка». В 1967, в связи с огромным ростом проф. муз. искусства и муз. самодеятельности, развитием творчества сов. композиторов и возросшей потребностью в нотно-муз. литературе, это издательство разделяется. В СССР работают (1974) специализированные всесоюзные издательства - «Музыка» (выпускает рус. и заруб. классич. литературу, крупные произв. сов. композиторов, книги по музыковедению и муз. эстетике, в т.ч. серийные издания - «Классики мировой музыкальной культуры», «Памятники русского музыкального искусства», «Замечательные русские музыканты», «Музыкальная культура зарубежных стран», «Музыкальные формы и жанры», «Путеводитель по русской музыке» и др., учебники), «Советский композитор» (издаёт новые произв. сов. и заруб. композиторов, книги о творчестве совр. музыкантов, справочно-библиографич. и педагогич. литературу; этим же издательством выпускаются журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь») и специализированное респ. издательство «Музична Украша» (выпускает произв. укр. классиков и сов. композиторов, книги по музыке на укр. и рус. языках). Муз. литературу выпускают отд. Музфонда СССР в Грузии и Эстонии, общие респ. издательства, при которых существуют муз. редакции, областные издательства. Книги по музыке издают также Академии наук союзных республик. В 1972 в СССР было выпущено 1810 нотных изданий общим тиражом 17 647 тыс. экз. и 202 названия книг по музыке общим тиражом 2472 тыс. экз.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ИЗ..

БИБЛИОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ВЕНГЕРСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУСТВ

КОЛОННЫЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗВУКОЗАПИСЬ

МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР

РУССКОЕ ХОРОВОЕ ОБЩЕСТВО

СОФИЙСКАЯ НАРОДНАЯ ОПЕРА

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

ТОНАЛЬНОСТЬ МЕЛОДИЧЕСКАЯ

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОНЦЕРТЫ

ФРАНКО-ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16