на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИНТРАДА (итал. intrada, entrata, испан. и португ. entrada, франц. entree, англ. entry, букв.- вступление) - небольшая инстр. пьеса, выполняющая функции вступления к к.-л. торжеств. церемонии, обществ. увеселению или муз. произведению. Наибольшим распространением пользовалась в 16-18 вв. Для И., сопровождавших торжеств, выход высоких персон, характерны двух- или четырёхдольный размер и темп марша, применение пунктирных ритмов и фанфар. И. к светским или духовным торжествам нередко близки к паване. И. к танц. увеселениям писались в виде быстрого танца, зачастую с привлечением нар.-песенных мелодий. Порой И. замещали увертюру в операх и балетах («Альцеста» Глюка в итал. редакции, 1767; «Бастьен и Бастьена» Моцарта, 1768). В 17 в. И. вошла и в инстр. танц. сюиту, где во мн. случаях сохраняла свои вступит. функции (обычно занимала место 1-й части или же служила введением к куранте; нередко помещалась между паваной и курантой). В нем. муз. творчестве с конца 16 до сер. 17 вв. наряду с обозначением И. и вместо него применялось слово Aufzug. В 19 в. чаще, чем И., используются термины «интродукция», «увертюра», «прелюдия». Композиторы 20 в. изредка применяют обозначение И. (К. Орф, Э. Пеппинг и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь