на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИНТРОДУКЦИЯ (от лат. introductio - введение). 1) Краткое вступление к первой части циклич. инстр. произведений (симфоний, дивертисментов, реже струн. квинтетов, квартетов, трио, сонат, вариац. циклов), а также к одночастным инстр. сочинениям (увертюрам). В фп. сонате Л. Бетховена ор. 53 встречается И. ко 2-й заключит, части цикла. И. обычно развёртывается в медленном темпе (grave, largo, adagio, реже andante), нередко имеет патетич. или торжеств. характер (обозначение maestoso). Во мн. случаях завершается половинной каденцией. Зачастую инстр. вступления, по типу относящиеся к И., лишены этого обозначения (напр., в симфониях Й. Гайдна). 2) Род оперной или балетной увертюры; обычно бывает более краткой и отличается свободой построения (напр., И. к опере «Евгений Онегин»). В нем. музыке в сходном значении употребляется термин Vorspiel. Встречаются И. и к отд. актам оперы; как правило, они непосредственно переходят в первый вок. номер данного акта («Фиделио», начало 2-го акта). 3) Вок. ансамбль или хор. сцена в опере, непосредственно следующие за увертюрой и открывающие собой 1-е действие оперы (напр., в операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь