на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАВАТИНА (итал. cavatina, уменьшит. от cavata - кавата, от cavare - извлекать). 1) В 18 в. - короткая сольная лирич. пьеса в опере или оратории, обычно созерцательно-задумчивая по характеру. Возникла из связанной с речитативом каваты начала 18 в. Отличалась от арии большей простотой, песенностью мелодии, очень огранич. применением колоратур и повторов текста, а также скромностью масштабов. Обычно представляла собой один куплет с небольшим инстр. вступлением (напр., две К. из оратории Й. Гайдна «Времена года»). 2) В 1-й пол. 19 в. - выходная ария примадонны или премьера (напр., каватина Антониды в опере «Иван Сусанин», каватина Людмилы в опере «Руслан и Людмила»). 3) Во 2-й пол. 19 в. К. сближается с произведениями этого жанра, созданными в 18 в., отличаясь от них большей свободой построения и бульшими масштабами. 4) Изредка название «К.» применялось к небольшим инстр. пьесам напевного характера (напр., Adagio molto espressivo из струнного квартета B-dur ор. 130 Бетховена). А. О. Гриневич.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь