на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КАЙЗЕР, Кейзер (Кeiser) Рейнхардт (крещён 12 I 1674, Тёйхерн близ г. Вейсенфельс - 12 IX 1739, Гамбург) - немецкий композитор. Сын органиста Готфрида К. С 1685 учился в школе при Томаскирхе в Лейпциге и у И. Шелле. С 1692 жил в Брауншвейге, где в 1693 была пост. его опера «Базилиус в Аркадии». В 1695 стал ведущим композитором и муз. рук. Гамбургского оперного театра, с 1703 был его антрепренёром (работал здесь в 1695-1706 и в 1709-17); в 1700-01 также капельмейстер организованных им «Зимних концертов», игравших заметную роль в муз. жизни города. В 1717 работал в Копенгагене, в 1719-21 - при дворе в Людвигсбурге. В 1722 поставил в Копенгагене свою оперу «Улисс» и был назначен придв. капельмейстером. В 1728 вновь поселился в Гамбурге, где заменил своего друга И. Маттезона на посту кантора городского собора. В 1731 посетил Россию, где написал «Русские песни с вариациями» для 2 скрипок и баса. К. - виднейший нем. мастер оперы до И. А. Хассе и К. В. Глюка. Его творч. деятельность положила начало нем. оперному театру демократич. направления. Ранние оперы К. («Адонис», 1697, и др.) ещё близки к операм Ж. Б. Люлли, И. З. Куссера и А. Стеффани, но уже начиная с оперы «Помона» (1705) складывается самобытный оперный стиль К. Он первым из нем. оперных композиторов обратился к нар.-бытовым сюжетам («Гамбургская ярмарка» и др.). Использовал нар. мотивы, хотя большинство опер К. написано на мифологич. и историко-легендарные сюжеты. Популярность опер К. обусловливалась мелодич. даром композитора (И. Маттезон называл К. «царём пения»), мастерским владением речитативом, искусной оркестровкой, тонким чувством театр. сцены. В комич. опере «Смеющийся принц Иоделе» («Der lächerliche Prinz Jodelet», 1726) создал пародию на неаполитанскую оперу-сериа. В лучших комич. операх К. предвосхищены некоторые черты оперного стиля В. А. Моцарта. К. посвящён зингшпиль Б. Барди «Неистовый капельмейстер» («Der tolle Кapellmeister», Берлин, 1929), в котором использованы мелодии из его опер.
Соч.: св. 100 опер (сохранилось ок. 30), в т.ч. (даты пост., Гамбург) - Римские волнения, или Великодушная Октавия (Die Romische Unruhe, oder Die edelmütige Oktavia, 1705), Альмира (1706), Высокомерный… Крез (Der hochmüthigeCroesus, 1710, 2-я ред. 1730), Бонвиван, или Лейпцигская месса (Le bon vivant, oder Die Leipziger Messe, 1710), Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман (Der Hamburger Jahrmarkt, oder Glückliche Betrug, 1725), Цирцея (1734) и др.; кантаты - Нравственная забава (Gemüths-Ergötzung), 6 светских кантат (1698), 9 кантат (1713), Музыкальное земное удовольствие, моральные кантаты (Musikalische Landlust, moralische Кantaten, 1714); оратории, мессы, псалмы и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КА..

ИЛЮХИН

ИМАНОВ

ИННАБИ

ИОАХИМ

ИОРДАН

ИСАКОВ

ИСТЕЛЬ

ИТУРБИ

ИФОГЮН

ИЩЕНКО

ЙЕНСЕН

ЙОНГЕН

КЁХЕЛЬ

КАВАТА

КАГЕЛЬ

КАДАНС

КАДОША

КАЗАНЬ

КАЗУРО

КАЙОНИ

КАЙРАК

КАЛЛАС

КАЛСОН

КАЛЬВЕ

КАМБЕР

КАМПРА

КАМЫЛЬ

КАНАРИ

КАНГРО

КАНКАН

КАНТОР

КАНЯВА

КАПЕЛА

КАПЕЛЛ

КАРАЕВ

КАРАЯН

КАРДОН

КАРДОШ

КАРНАЙ

Музыкальный словарь ver16