на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич [1 (13) I 1866, с. Воины, ныне Мценского р-на Орловской обл. - 29 XII 1900 (11 I 1901), Ялта] - русский композитор. Род. в семье станового пристава. С 1878 жил в Орле. Учился в Орловской духовной семинарии, где получил начальное муз. образование и руководил хором. Одновременно брал уроки игры на скрипке. В 1884 поступил в Моск. консерваторию, но перешёл в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общества, которое окончил в 1892 по классам фагота и теории музыки. Среди педагогов К. - С. Н. Кругликов (гармония), А. А. Ильинский (контрапункт и фуга), П. И. Бларамберг (оркестровка и композиция). Посещал в Моск. университете лекции В. О. Ключевского по рус. истории. Играл в оркестре, преподавал пение в начальных гор. уч-щах, выступал в качестве дирижёра. С 1893 вследствие прогрессирующей болезни (туберкулёз) жил преим. в Крыму. Первые сочинения К. (симф. картина «Нимфы», 1889; увертюра к кантате «Иоанн Дамаскин», 1890; «Серенада» для струн. оркестра, 1891) были исполнены ещё в его студенч. годы. В 1888 изданы 3 романса К.: «На старом кургане» (сл. И. С. Никитина), «Когда жизнь гнетут страданья и муки» (сл. Поливанова), «На чудное плечико милой» (сл. Г. Гейне). Широкую известность принесла К. его 1-я симфония (1895), исполнявшаяся с большим успехом в России и за рубежом. Несмотря на болезнь, наиболее интенсивной была творч. деятельность К. во 2-й пол. 1890-х гг. В этот период созданы 2-я симфония (1897), 2 интермеццо для оркестра, симф. картина «Кедр и пальма» (по стихотворению Гейне, 1898), музыка к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого (1899, Малый театр, Москва). По заказу С. И. Мамонтова К. инструментовал одну из сцен оперы «Хованщина» Мусоргского (в связи с её постановкой в Моск. частной опере, 1897). В 1899-1900 К. работал над оперой «В 1812 году» (не окончена). Осн. часть творч. наследия К. - симф. произв. (к их числу относится и музыка к «Царю Борису», состоящая из увертюры, 4 оркестровых антрактов и 2 фанфар). В его творчестве проявилась характерная для конца 19 в. тенденция к синтезу важнейших направлений рус. симфонизма предшествующего периода. К. - талантливый продолжатель традиций П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». По складу дарования К. был преим. лириком, хотя большое место в его произв. занимают эпические, жанрово-бытовые и пейзажные образы. Процесс лиризации симф. жанра особенно ярко отразился в 1-й симфонии, самом цельном и законченном сочинении К. Симфония отличается песенной широтой и выразительностью тем, поэтической мягкостью колорита. Непрерывность мелодич. потока является основой симф. развития, для которого характерны плавная неторопливость, отсутствие острых контрастов. 2-я симфония задумана в эпическом плане. Она уступает 1-й симфонии по богатству и свежести мелодич. материала, к тому же композитор не достиг в ней подлинной монументальности. Лирич. трактовка сюжета присуща и симф. картине «Кедр и пальма», программность которой носит обобщённый характер, что определило и сравнительно скромную роль колористически-изобразит. моментов в музыке. Поэтически воспринятые образы рус. природы служат фоном для воплощения лирич. чувства в лучших романсах К. (напр., «Колокола» на сл. К. Р.). Широкую популярность приобрели «Грустная песенка» для фп., а также романс «На старом кургане», в котором демократич. круги интеллигенции находили выражение своих вольнолюбивых стремлений. К. написал также ряд фп. пьес, получивших применение в пед. практике.
Соч.: опера - В 1812 году (либр. С. И. Мамонтова, 1899-1900, неоконч., пролог пост. 1901, Моск. частная опера); кантата - Иоанн Дамаскин (сл. А. К. Толстого, 1890; увертюра исп. 1890, Москва, под упр. К.); для орк. - 2 фуги (исп. 1889, Москва, под упр. К.), симф. картина Нимфы (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева, 1889, исп. 1889, Москва), сюита (1891-92, исп. 1892, Москва), увертюра Былина (1892?, исп. 1950, Москва), 2 симфонии (g-moll, 1894-95, исп. 1897, Киев и Москва; A-dur, 1895-97, исп. 1898), 2 интермеццо (1896, 1897), симф. картина Кедр и пальма (по стихотв. Г. Гейне в пер. A. Н. Майкова, 1897-98, исп. 1899, Москва); для струн. орк. - Серенада (1891, исп. 1893, Москва, под упр. К.); для фп. в 2 руки - 9 пьес, в т.ч. Грустная песня (g-moll, 1892-93); для фп. в 4 руки - Полонез на темы симфонии No 1; для жен. хора с орк. - Баллада (Над морем красавица дева сидит, сл. М. Ю. Лермонтова, 1894); для хора a cappella - 2 Херувимские (1885, 1886), фуга (D-dur, 1888-89?), двойная фуга Christe eleison (1889?); для голоса с фп. -10 романсов, 16 муз. писем (к А. Ф. Арендсу, П. И. Бларамбергу, А. Т. Гречанинову, С. Н. Кругликову, С. И. Мамонтову и др.), трио Приди ко мне (сл. А. В. Кольцова); театр. музыка - Царь Борис, трагедия А. К. Толстого (увертюра, 4 антракта, 2 фанфары, 1898, пост. 1899, Малый театр, Москва). Лит. соч.: Письма, документы, материалы, сост. В. А. Киселёв, т. 1-2, М., 1959.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь