на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАНТ (от лат. cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения. Возникновение К. связано с развитием силлабич. поэзии (с сер. 17 в.). В первых сборниках К. (80-90-е гг. 17 в.) встречаются тексты Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. (имя автора иногда зашифровывалось в акростихе). В этих сборниках уже определяются осн. черты муз. строения К., сохранявшиеся в дальнейшем: 3-голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармонич. опору, квадратная муз. строфа, охватывающая, как правило, 2-4 строки текста с цезурами, приходящимися на границы строк. Нек-рое количество К. было заимствовано из польских сборников (т. н. кантычки, отсюда назв. «кант») с сохранением текста подлинника или в переводе на церк.-слав. язык. Интонац. строй ранних К. представляет собой сложный сплав элементов знаменного распева, рус. и укр. нар. песни, а также польской мелодики. Разновидностью К. является псальма, т. е. К. на тексты псалмов, изложенных в стихотворной форме. Страницы из сборника кантов 18 в. Государственный Исторический музей (Москва). Музейное собрание, No 3134, листы 80 (оборот) и 81. После 1682 В. П. Титовым была написана музыка к «Стихотворной псалтыри» С. Полоцкого, включающей все 150 псалмов Давида. В дальнейшем слово «псальма» употреблялось в более широком смысле, по существу став равнозначным слову «К.». В 18 в. тематика К. расширяется, появляются К. патриотич., бытового, любовно-лирич. содержания. Расширяется и сфера бытования К. - они становятся излюбленной формой музицирования средних слоёв гор. населения. В период царствования Петра I возникают «приветственные», или «панегирические», К., посвящённые крупным событиям гос. жизни, воен. победам и т. д. Мелодика этих К. характеризуется фанфарными оборотами, торжественными ритмами полонеза, пространными ликующими руладами. Исполнение их часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном. Кант на победу при Полтаве (1717). К этому же времени относится зарождение лирич. любовного К., но окончательно этот вид К. складывается в 30-х и 40-х гг. 18 в. Наиболее ранний нотный сборник лирич. К. под назв. «Куранты» датирован 1733. Курантами (или корантами) называются лирич. любовные К. и в некоторых позднейших сборниках. Возможно, что это определение исходит от назв. танца куранта, применявшегося на Западе к песням лирич. характера. В формировании К. значит. роль сыграла поэзия В. К. Тредиаковского, на тексты которого было сложено неск. десятков К. Они создавались также на стихи М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и др. выдающихся рус. поэтов, однако в большинстве К. слова, как и музыка, оставались анонимными. Нередко стихи любовного лирич. содержания распевались на мелодию духовного или панегирич. К., что приводило к резкому противоречию между образами текста и музыкой. Вместе с тем интонац. строй лирич. К. обогащается за счёт новых источников, впитывая в себя элементы бытующих танц. форм, гл. обр. менуэта. Хотя эти К. записывались по традиции на 3 строчках, не исключено, что их могли петь соло с сопровождением инструмента. На мелодику К. оказывала влияние и нар. песня. В кантовый репертуар 18 в. вошёл ряд популярных укр. песен. Близкое родство с рус. плясовой нар. песней обнаруживают многие К. шуточно-сатирич. характера. Но в целом муз. и поэтич. стиль К. отличался от народнопесенного. Различными были формы бытования К. и нар. песни. Встречающиеся в рукописных сборниках образцы подлинных народных песен в типичном для К. 3-голосном изложении немногочисленны и большинство их относится уже к последней трети 18 в. Период наивысшего расцвета К. приходится на сер. 18 в. (40-60-е гг.). В дальнейшем К. постепенно вытесняется новым типом сольной лирич. песни с сопровождением («российская песня»). Резко критически высказывались о словесной стороне К. один из основоположников рус. лит. классицизма А. П. Сумароков и его последователь М. И. Попов. Тем не менее развитие К. продолжалось до кон. 18 в., а отчасти и позже (гл. обр. в провинции и у старообрядцев). Нек-рые К. в изменённом виде вошли в устную нар. традицию.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь