на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КВИНТЕТ (итал. quintetto, от лат. quintus - пятый; франц. quintuor, нем. Quintett, англ. quintet, quintuor). 1) Ансамбль из 5 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). Состав инстр. К. может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты) и смешанным. Наиболее распространённые струн. составы - струн. квартет с добавлением 2-й виолончели или 2-го альта. Из смешанных составов чаще всего встречается ансамбль фп. и струн. инструментов (две скрипки, альт, виолончель, иногда скрипка, альт, виолончель и контрабас); его называют фп. К. Широкое применение находят К. струн. и дух. инструментов. В дух. К. к квартету деревянных духовых обычно добавляется валторна. 2) Муз. произведение для 5 инструментов или певческих голосов. Струн. К. и К. струнных с участием дух. инструментов (кларнет, валторна и др.) окончательно сложились, как и др. жанры камерных инстр. ансамблей, во 2-й пол. 18 в. (в творчестве Й. Гайдна и особенно В. А. Моцарта). С тех пор К. пишутся, как правило, в виде сонатных циклов. В 19-20 вв. получил распространение фп. К. (ранее встречался у Моцарта); эта жанровая разновидность привлекает возможностью противопоставления богатых и разнохарактерных тембров фп. и струнных (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, С. Франк, С. И. Танеев, Д. Д. Шостакович). Вок. К. обычно является частью оперы (П. И. Чайковский - К. в сцене ссоры из оперы «Евгений Онегин», К. «Мне страшно» из оперы «Пиковая дама»). 3) Название струн. смычковой группы симфонич. оркестра, объединяющей 5 партий (первых и вторых скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов). Г. Л. Головинский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь