на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КИЕВ - столица УССР (с 1934), один из крупнейших промышленных и культурных центров СССР. 1764 тыс. жит. (1972). В 10-11 вв. становится политич. и культурным центром Киевской Руси - первого рус. гос-ва. Сведения о муз. жизни К. сохранились в старинных летописных и иконописных памятниках. На фресках Софийского собора (11 в.) запечатлены изображения скоморохов-музыкантов, актёров, танцовщиков, а также небольшой орган. Музыка сопровождала нар. обряды и празднества, ратные походы. С принятием христианства в кон. 10 в. развивается церк. пение (в Киево-Печерском монастыре была основана школа пения), появляются певческие книги. После разгрома К. в 13 в. татаро-монголами значение его как крупнейшего центра общерусской культуры падает. Новый подъём в 16-17 вв. связан с участием К. в борьбе укр. народа против польско-литовских завоевателей. В церк. хорах высокого уровня достигло искусство партесного пения, в быту горожан были распространены нар. песни, канты, инстр. музыка (бандура, скрипка, цимбалы, бубен и др.). Основанное ок. 1615 при Богоявленском монастыре Киевское братство - один из очагов распространения идей гуманизма - имело школу, в которой среди др. предметов обучали музыке и пению. В 1632 митрополит Пётр Могила объединил эту школу со школой при Киево-Печерском монастыре, образовав Киево-Могилянскую коллегию (переименованную в 1701 указом Петра I в «Академию для наук свободных»). Это было первое светское, общегуманитарное высшее уч. заведение, сыгравшее видную роль в культурной жизни Украины и России. В нём преподавали вок. (а в 19 в. и инстр.) музыку, имелись хоры и оркестр. Здесь учились известные драматурги, писатели, композиторы, в т. ч. Ф. Прокопович, С. Полоцкий, Г. С. Сковорода, М. С. Березовский, А. Л. Ведель. С академией связано бытование в К. т. н. Школьного театра, в котором ставились представления (драмы, «трагедокомедии») на религиозно-морализующие, историч. и бытовые сюжеты. Большое место в них занимала музыка: канты, инстр. музыка. В 17-18 вв. любимое нар. зрелище - вертеп, представления которого были насыщены кантами, колядками, нар. песнями, танцами. С кон. 17 в. в К. существовал «Музыкантский цех» - объединение гор. музыкантов, игравших на семейных торжествах, в шинках, на улицах нар. песни и танцы. В 1763 был организован духовой оркестр («Капелiя») из 18 музыкантов, с 1820 он перешёл в ведение Магистрата (просуществовал до 1852). После 1820 в него входила также струн. группа; репертуар состоял из проф. и бытовой музыки. При оркестре имелась школа, где игре на разл. инструментах обучалось от 8 до 20 мальчиков. В 19 в. муз. жизнь города отражает возросшие связи укр. культуры с русской и зарубежной, развивается проф. музыка. Значит. распространение получает домашнее музицирование в состоятельных домах (флейта, фп., клавикорды). Создаются оркестры, организуются муз. кружки и общества, открываются спец. муз. учебные заведения, развёртывается конц. и театр. жизнь. В зале Биржи, актовом зале университета и двух залах построенного в 1828 Контрактового дома во время ежегодных контрактов (ярмарок) проходили концерты отечеств. и иностр. исполнителей. В разное время в К. выступали: итал. певцы - А. Каталани, Дж. Паста (1838), скрипачи - Г. А. Рачинский (1816), К. Липиньский (1828), Н. Д. Дмитриев-Свечин (1847), Г. Венявский (1851), виолончелист Ф. Серве (1847, 1852), гитарист М. Д. Соколовский (1850, 1853) и др. В 1847 три концерта дал Ф. Лист. В К. привозили свои крепостные оркестры, капеллы и театральные труппы помещики П. Г. Галаган (струнно-духовой оркестр), Д. И. Ширай (большая оперно-балетная труппа), сенатор И. А. Ильинский (оперная труппа), полковник А. М. Будлянский (хор и оркестр) и др. В 1848 возник кружок «Симфоническое общество любителей музыки и пения», силами которого еженедельно устраивались муз. вечера. Нового подъёма муз. жизнь К. достигает во 2-й пол. 19 в. Благодаря активной, разносторонней деятельности Н. В. Лысенко в К. сосредоточились крупнейшие музыканты и деятели укр. культуры. Под рук. Лысенко и при его участии работали любительские кружки и хор. коллективы (в т. ч. хор студентов Киевского университета), пропагандировавшие нар. и проф. музыку. Конц. жизнь в городе стала регулярной. В концертах Киевского отделения РМО (открыто в 1863) выступали местные пианисты, в т. ч. Н. В. Лысенко, В. В. Пухальский, Н. А. Тутковский; изредка исполнялись произведения укр. композиторов. Во главе симф. концертов стояли A. H. Виноградский (с 1888 пред. Киевского отделения РМО), А. И. Орлов, Л. П. Штейнберг. В К. в разное время выступали видные дирижёры С. А. Кусевицкий, В. И. Сафонов, А. Коутс, скрипач М. Г. Эрденко, пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, певцы А. Ф. Мишуга, А. В. Секар-Рожанский, Н. И. Забела и др. С авторскими концертами и на премьеры своих опер приезжали П. И. Чайковский (1874, 1890), Н. А. Римский-Корсаков (1895), С. В. Рахманинов (1893, 1910-11, 1913). В нач. 20 в. в К. гастролировали Ф. И. Шаляпин и Т. Руффо (1906), А. К. Глазунов (1908-16), Ф. Крейслер (1911, 1913), Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини. Кроме РМО, действовали разл. муз. кружки и общества (в 1872-74 любительское хор. общество во главе с Лысенко, в 1907 под его руководством было организовано муз.-хор. общество «Боян», в 1908 - «Украинский клуб»), которые регулярно устраивали муз. вечера. До 19 в. в К. не было спец. театр. здания. Приезжие труппы давали спектакли в частных домах, в наскоро оборудованных помещениях. В 1803-07 был построен театр (арх. А. И. Меленский). В течение первых десятилетий в нём работали труппы разл. антрепренёров, в т. ч. О. Ленкавского - русско-польская, И. Ф. Штейна, состоявшая из рус. и укр. актёров (в его ведении был гор. оркестр, быв. «Капелiя»). Ставились трагедии, комедии, водевили, оперетты и балеты. В 1843-51 в театре выступали разл. труппы-гастролёры: труппа мадридской оперы (1843), польская (1845), итальянская (1847), русская балетная (из Москвы) и др. На сцене театра исполнялись оперы А. А. Алябьева, A. Н. Верстовского, С. И. Давыдова, В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина, К. М. Вебера, Л. Керубини, Э. Н. Мегюля, В. А. Моцарта, Дж. Россини и др. Особым успехом пользовались укр. нар. оперы «Наталка Полтавка» и «Солдат-чародей» И. П. Котляревского. В состав мн. трупп входили укр. актёры, некоторые произв. исполнялись на укр. яз. В 1851 обветшалый театр был снесён. В 1856 построено новое здание гор. театра. В 1863-1866 в нём играла итал. оперная труппа, а в 1867 оперой «Аскольдова могила» Верстовского открылся Т-р русской оперы (12 оперных певцов из Петербурга составили его основу). Это была первая рус. постоянная оперная труппа в К. Здесь шли «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Фауст», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Рогнеда», «Юдифь» и др. В 1896 театр сгорел. В 1901 на том же месте было построено новое здание (арх. В. Шрёттер, зрительный зал на 1630 мест), которое существует и поныне. До Великой Окт. социалистич. революции в театре сменилось много антрепренёров. Особенно плодотворной была деятельность И. П. Прянишникова (с 1890). Во 2-й пол. 19 в. на сцене театра в разное время выступали А. А. Сантагано-Горчакова, Е. А. Лавровская, Ф. И. Стравинский, А. И. Барцал, А. М. Додонов, Д. А. Усатов, И. В. Тартанов, М. Е. Медведев, А. Ф. Мишуга, Е. П. Кадмина, B. М. Зарудная и др. Оперными дирижёрами были В. И. Белинский и И. К. Альтани. Ставилась рус. и заруб. классика. Из-за отсутствия нац. оперного театра, произв. укр. композиторов исполнялись любительскими кружками в частных залах (так, в 1872 были пост. «Черноморцы» Лысенко). Изредка укр. оперы и оперетты проникали на сцену гор. театра (в 1874 - «Рождественская ночь» Лысенко как оперетта, в 1903 - в оперной редакции; неск. раз - отрывки из его других опер). В 1906-20 в К. работал Украинский муз.-драм. театр Н. К. Садовского - один из центров нац. муз.-театр. культуры города. На его сцене шли на укр. яз. оперы «Галька» Монюшко, «Катерина» Аркаса, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Энеида» Лысенко, «Роксолана» Сичинского и др. Со 2-й пол. 19 в. спец. муз. образование в К. было тесно связано с Киевским отделением РМО. В 1868 при РМО открылась муз. школа, преобразованная в 1883 в муз. уч-ще (с 1913 - консерватория), которое мн. годы возглавлял В. В. Пухальский. Его деятельность способствовала развитию муз. культуры К. С 1869 в городе работали «Бесплатные элементарные классы хорового пения» под рук. Н. А. Губерта. В 1874 создан «Народный воскресный класс хорового пения». В 1904 Лысенко открыл Муз.-драм. школу (с 1912 - им. Н. В. Лысенко) - основной в те годы очаг воспитания нац. кадров музыкантов и драм. актёров; она давала законченное, муз. образование по программе консерватории. Лысенко вёл класс спец. фп. Школа проводила и открытые концерты в городе. Из её стен вышли композиторы Л. Н. Ревуцкий, К. Г. Стеценко, певцы М. И. Литвиненко-Вольгемут и М. В. Микиша, хоровой дирижёр А. А. Кошиц, скрипач М. Б. Полянин, теоретик А. К. Буцкой и мн. др. До 1918 в К. работали разл. частные муз. уч. заведения - школы, студии, курсы (Н. А. Тутковского, Е. К. Лесневич-Носовой и др.). С сер. 19 в. муз. жизнь города всё шире освещается в периодич. печати. Значит. роль в развитии муз. культуры К. сыграло открытое в 1859 нотное издательство Л. Идзиковского. Увеличилось число муз. магазинов, мастерских по ремонту муз. инструментов, начали функционировать нотная типография и издательство Б. В. Корейво. В 1903 издаются многие произв. Лысенко. В 1911 основано общество «Экстрафон», выпускавшее грампластинки. После установления Сов. власти на Украине К. стал центром культуры и искусства республики. Здесь сосредоточиваются крупнейшие художеств. силы. В 1919 создан Всеукр. муз. комитет (одним из первых пред. был Л. В. Собинов), ведавший разл. областями муз. культуры. Оживляется муз.-конц. жизнь, появляются новые, советские её формы - массовые празднества на площадях, Дни музыки, концерты-митинги, выступления «живгазет» и «Синей блузы». Активную деятельность ведут муз. общества, среди которых наиболее заметную роль сыграло Всеукр. муз. общество им. Н. Д. Леонтовича (1922-28). При обществе была основана б-ка из произв. укр. композиторов. Об-во проводило концерты, посв. творчеству Лысенко, Леонтовича, Я. С. Степового, Стеценко и др., издавало сочинения современных укр. композиторов, выпускало журн. «Музика». Широкое распространение получило хор. пение. В 1919 была организована респ. хор. капелла под рук. Я. С. Калишевского, в 1920 - хор. капелла «Думка». В 1919 создан первый респ. симф. оркестр под упр. Леонтовича, систематически проводивший концерты. Большой успех имел цикл популярных концертов, проведённых в К. в 1919 силами респ. симф. оркестра и первого гос. революционного симф. оркестра под упр. Р. М. Глиэра, Ф. М. Блуменфельда и др. В них принимали участие Л. В. Собинов, А. И. Мозжухин, М. В. Микиша, Л. М. Сибиряков. В 1919 гор. театр был национализирован и стал называться Опера УССР им. К. Либкнехта, с 1934 (после перевода столицы УССР в К.) - Гос. акад. театр оперы и балета УССР; в 1939 театру присвоено имя Т. Г. Шевченко. Наряду с рус. и заруб. классикой театр широко ставит произв. укр. композиторов, а также композиторов др. сов. республик (см. Украинский театр оперы и балета). В 1934 в К. открыт Т-р оперетты (зрительный зал на 1000 мест). При театре создана двухгодичная уч. студия, выпускники которой работают во мн. муз. театрах страны. В первые годы Сов. власти в К. открываются нар. консерватории, муз. школы, техникумы. В 20-х гг. начали издаваться муз. журналы, в т. ч. «Музика» (1923-25, 1927); «Радянська музика» (1933-34, 1936-41). В 1921 при АН УССР создан муз.-этнографич. кабинет; в нём работали К. В. Квитка, П. Д. Демуцкий, позже - Н. А. Гринченко. В 1936 кабинет слился с организованным в том же году Ин-том укр. фольклора. К. - город интенсивной конц. жизни, с широко развитой деятельностью многочисл. муз. коллективов. Большую конц. и эстетико-воспитательную работу ведёт Киевская филармония (осн. в 1927 в Харькове, в 1934 переведена в Киев). В её составе - симф. оркестр, Струнный квартет им. Н. В. Лысенко, квартет баянистов, два трио бандуристок, муж. вок. ансамбль «Явор», солисты - певцы, инструменталисты, чтецы и др. Филармония имеет Колонный зал им. Н. В. Лысенко (на 750 мест), ведёт широкую конц. работу в школах, клубах, на предприятиях города и области. В 1937 на базе симф. оркестра Обл. радиокомитета организован Гос. симф. оркестр УССР. Руководителями были Л. М. Брагинский, Н. Г. Рахлин, М. М. Канерштейн, К. А. Симеонов, с 1973 - С. В. Турчак. С оркестром выступали известные сов. и заруб. дирижёры - А. В. Гаук, Е. А. Мравинский, К. П. Кондрашин, К. Зандерлинг, Л. Стоковский, В. Ферреро, К. Цекки и др. В 20-е годы при Радиокомитете созданы симф. оркестр, оркестр нар. инструментов. Позже в К. работали Гос. женский хор. ансамбль (переведённый из Полтавы в 1932), Гос. образцовая капелла бандуристов УССР (1935, с 1951 - Засл. капелла бандуристов, рук. А. З. Миньковский); с 1943 - Гос. укр. нар. хор (осн. и рук. - Г. Г. Верёвка; с 1964 - хор его имени, рук. А. Т. Авдиевский), с 1951 - Гос. ансамбль танца УССР (рук. П. П. Вирский), с 1964 - Киевский камерный оркестр (осн. А. Г. Шароев). Широкой известностью пользуется капелла «Думка» (с 1969 рук. M. M. Кречко). Мн. коллективы гастролируют по Сов. Союзу и за рубежом. В 1959 создано Укр. гастрольно-конц. объединение «Укрконцерт». В него входят музыканты-исполнители и ансамбли всех профилей, включая эстраду и мюзик-холл. Концерты проходят в Большом зале консерватории (в 1971 там сооружён большой орган), в залах Октябрьского Дворца культуры и открытого в 1970 Дворца культуры «Украина», во Дворце спорта и др. С 1970 работает Детская филармония. При Муз.-хор. обществе УССР работают: мужская хор. капелла, оркестр укр. нар. инструментов, академическая хор. капелла и др. В 1932 в К. создан CК УССР (в 1972 - 165 чл.). В 1913 на базе муз. уч-ща Киевского отделения РМО в К. была основана консерватория (первый её директор - В. В, Пухальский, в 1914-20 - Р. М. Глиэр), переименованная в 1923 в Муз. техникум, который в 1928 стал средним уч. заведением (с 1931 - муз.-театр. техникум). Права муз. вуза перешли к Высшему муз.-драм. институту им. Н. В. Лысенко (осн. в 1918 на базе Муз.-драм. школы). В 1934 муз. отдел этого института преобразован в консерваторию (в 1938 награждена орденом Ленина, с 1940 - им. П. И. Чайковского). Киевская консерватория - центр муз. образования города. Здесь созданы историко-георетич. ф-т с кафедрами теории и истории музыки, аспирантура. При консерватории работают - симф. оркестр, камерные ансамбли, оркестр нар. инструментов, оперные классы, хор; в 1938 открыта Оперная студия, к-рая имеет свой театр, зал на 700 мест. Её первые руководители - режиссёр Е. Я. Лишанский и дирижёр В. И. Пирадов. В 1962 при консерватории организована Нар. консерватория. В К. работают 18 муз. школ-семилеток и сеть школ Муз.-хор. общества УССР, Центр. средняя спец. муз. школа им. Н. В. Лысенко (при консерватории; с 11-летним курсом обучения), Муз. уч-ще им. Р. М. Глиэра. Муз. образование ведётся на спец. ф-тах и кафедрах при Ин-те культуры (осн. в 1968; имеет два отделения - дирижёрско-хоровое и режиссёрское), в Пед. институте им. А. М. Горького, Киевском пед. уч-ще, где имеются спец. муз.-пед. кафедры. Руководителей художеств. самодеятельности готовит 3-годичное культ.-просветит. уч-ще Мин-ва культуры УССР (осн. в 1932). Для рабочей молодёжи функционирует 5-годичная Вечерняя муз. школа им. К. Г. Стеценко (осн. в 1928 как Рабочая консерватория). Центрами науч. мысли в области музыки, собирания и изучения укр. нар. творчества являются кафедры истории и теории музыки Киевской консерватории (в 1935-41 при консерватории существовал муз.-этнографич. кабинет, с 1958 работает кабинет нар. творчества) и Отделы музыковедения и фольклористики Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. M. P. Рыльского АН УССР (основан в 1936 как Ин-т укр. фольклора; в 1945 - получил совр. назв., с 1964 - имени M. P. Рыльского). С 1957 институт издаёт журн. «Народна творчiсть та етнографiя». Оба учреждения имеют аспирантуру и право приёма защиты кандидатских (а институт и докторских) диссертаций в области музыковедения. В К. работает муз. издательство, которое, после ряда реорганизаций, с 1967 носит назв. «Музична Украiна». В 1954-69 издавался журн. «Мистецтво» («Искусство»), с 1970 - «Музика». Высокого уровня и массового размаха достигла художеств. самодеятельность города. Симф. оркестры, оперные студии, разл. инстр. ансамбли, хор. коллективы, балетные студии и др. работают при мн. клубах и дворцах культуры. В К. имеются центральный, областной и городской Дома нар. творчества. В 1936 была проведена первая респ. олимпиада самодеятельного искусства, с этого времени подобные смотры стали традиционными. Лучшие исполнительские самодеят. коллективы и солисты принимают участие в декадах и днях укр. литературы и искусства в Москве и союзных республиках.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь