на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КИЕВСКИЙ РАСПЕВ - южнорусская ветвь знаменного распева. Формировался, по-видимому, на территории Украины в эпоху феодальной раздробленности Руси. Интонационными основами К. р. являлись нар. муз. язык и традиции песнетворчества. К. р. подчинён системе осмогласия, мелодика его состоит из попевок терцово-квартового строения, укладывающихся в диатонич. звукоряд. Техника композиции К. р. сводилась к построчному распеванию текста. Фонд попевок К. р. значительно меньше фонда попевок знаменного распева. Мелодии его короче и проще в ритмич. отношении, в них отсутствует вариантная разработка попевок, но более ясно выступает ощущение тонич. устойчивости. Рукопись конца 17-начала 18 вв. Ленинградская духовная академия, No 228/Р, листы 52 (оборот) и 53. В К. р. заметнее разграничение на речитативные и распевные участки, отд. фразы текста часто повторяются, чего нельзя встретить в распевах новгородско-московской ветви знаменного пения. В Москве К. р. появился и стал быстро распространяться в 17 в. благодаря культурным связям Киева с Москвой, усилившимся после воссоединения Украины с Моск. гос-вом. Воспринятые песнопения К. р. были изложены в пятилинейной квадратной нотации, к-рая, в отличие от крюкового письма, была названа в Москве киевским знаменем. В моск. печатных книгах 2-й пол. 18 в. различаются большой и малый К. р. Малый К. р. представляет собой сокращение большого. Купюры, по-видимому, делались в связи с определившейся в то время общей тенденцией к сокращению широко распевных мелодий.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь