на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КИПРСКАЯ МУЗЫКА. Муз. искусство Кипра имеет древнейшую историю. До наших дней дошли многие нар. песни, сложенные в разл. её периоды. Тематически кипрские нар. песни делятся на песни об акритах, на историч., лирич., сатирич., военные, религиозные, бытовые, обрядовые и т. д. Песни об акритах создавались в византийскую эпоху, когда пограничные воины (акриты) защищали границы византийской империи от набегов сарацинов (арабов). В них прославлялись подвиги наиболее известных витязей - Дигениса Акрита, Андроника, Пусиркаса и др. В период господства франков на Кипре (1192-1489) создаётся много лирич. песен. Одна из них - «Ародафнуса» - песня об истории любви одного из представителей феодального рода Лузиньянов к богатой даме по имени Джоан л'Алеман, названной за исключит. красоту Ародафнусой (красивый и ароматный цветок на Кипре). Песни времён завоевания Кипра Османской империей (1571) повествуют об истории падения Кипра, о пленённых турками христианах. В этот же период создаётся много религиозных песен («Плач божьей матери», «Воскресение Христа», «Песня монастыря Кикко» и др.). Поселившиеся на Кипре турки сохранили свои песни. Песни, созданные в годы колониального господства англичан (1878-1960), проникнуты духом ненависти к угнетателям, свободолюбием, уважением к человеческому достоинству. Такие песни создавались и исполнялись гл. обр. нар. певцами (пиитаридами); многие из них получили широкое распространение среди народа. Популярны инстр. ансамбли в составе скрипки, лютни и какого-либо ударного инструмента. Широко распространён духовой инструмент пидкавли, напоминающий флейту. Только в нач. 20 в. происходит формирование кипрской проф. муз. культуры, особенно убыстрившееся с 30-х гг. В это время музыканты, получившие муз. образование в Афинах, Лондоне, Париже (среди них - C. и Я. Михаилидисы), вместе с др. музыкантами Кипра создали ряд муз. учебных заведений, самодеятельных хор. и муз.-исполнит. коллективов. С. Михаилидис в 1934 основал консерваторию в г. Лимасоле и был её директором, создал Конц. общество в столице Кипра Никосии и первый симф. оркестр (1938). Им написано много муз. произв. (опера «Одиссей», балет «Навзикая», музыка к трагедиям Еврипида, симф. произв., в т. ч. симф. картины «Рассвет над Парфеноном», «Праздник в Какаве» и др.), а также исследований по истории и теории музыки (с 1957 живёт в Греции). Я. Михаилидис - автор многих популярных песен, музыки к др.-греч. трагедиям, симф. произв. (симфония, концерт для флейты с оркестром, песни «Баллада о Кипре», «Баллада о мире» и др.), ведёт большую пед. работу. Он - один из основателей муз. общества «Моцарт» (1938), симф. оркестра Кипрского радио и телевидения (1968) - единственного современного проф. исполнительского коллектива. Среди др. композиторов Кипра - А. Лимбуридис, Г. Коцонис (автор неск. циклов песен, музыки к ряду документальных и художеств. фильмов, к драм. спектаклям), К. Костеас, М. Виоларис, А. Джозефен (авторы популярных песен), Г. Арванитакис (автор сб. детских песен, известен также как крупный музыкант-педагог и пианист). На Кипре нет нац. муз. театра, но уже сформировалась большая группа исполнителей, получивших высшее муз. образование. С успехом выступают в оперных постановках М. Сметопулу, А. Цицарос, П. Зармаос, Д. Модинос и др. Среди эстрадных певцов популярность получили М. Виоларис, К. Спиру, М. Георгиу, С. Сьяклис. Консерватории работают в Лимасоле, Фамагусте, Ларнаке, Никосии. В ряде городов функционируют муз. уч-ща. Широко распространены любительские исполнит. коллективы, среди них - хоровые коллективы в городах Лимасол, Ларнака, Никосия, хореографич. ансамбль «Сикали» деревни Лиси, многочисл. ансамбли песни и пляски.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь