на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КЛОЦ (Кlotz) - семья нем. скрипичных мастеров из Миттенвальда (Бавария). Родоначальник - Матиас К. (11 VI 1653 - 16 VIII 1743) - обучался в Италии (Падуя) у Дж. Райлиха. Возвратившись в 1683 в Миттенвальд, открыл собственную мастерскую по изготовлению скрипок. Его дело продолжили сыновья: Георг К. (1687-1737), Себастьян К. (1696-1768) и Иоганн Карл К. (1709 - 25 V 1769). В дальнейшем неск. поколений семьи К. способствовали развитию скрипичного мастерства в Миттенвальде, превратившемся в крупный центр пром. произ-ва скрипок (здесь существовала гос. школа скрипичных мастеров). Один из последних представителей этой семьи - Иоганн Hепомук К. (р. 4 VI 1903, Миттенвальд) - известный скрипичный мастер, работал в Мюнхене, затем поселился в Берлине. Обычно К. причисляют к мастерам тирольской школы. Большинство из них работало в манере Я. Штайнера (многие инструменты выпущены ими под этикетками Штайнера), но некоторые их скрипки свидетельствуют о влиянии школы Амати. Отдельные представители семьи К. выработали собств. оригинальную модель, как, например, Йозеф К. (8 III 1743 - после 1809) - один из наиболее одарённых мастеров этой семьи. Общий характер инструментов работы К. - средний между немецким и итальянским. Скрипки К. отличают относительно небольшой патрон, тщательная отделка деталей, коричневатого оттенка лак, не сильный, но приятный звук. Ещё с кон. 17 в. они получили распространение во многих европ. странах. К. изготовляли также альты, контрабасы и виоль д'амур.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь