на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КОДАЙ (Кodaly) Зольтан (16 XII 1882, Кечкемет - 6 III 1967, Будапешт) - венгерский композитор, музыковед-фольклорист, педагог и муз.-обществ. деятель. Чл. Венг. АН (с 1943; в 1946-49 президент). Получив начальное муз. образование под рук. матери, участвовал в домашних концертах (в семье были традиции музицирования), в школьном оркестре, пел в церк. хоре. С 14 лет писал музыку (хор. церк. сочинения, струн. трио, в 1898 - увертюра). Учился игре на фп., скрипке, виолончели в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия), в 1900-1905 - в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште у Я. Кёслера (композиция) и на философском ф-те Будапештского университета, в 1906 защитил диссертацию о структуре стихотворных строф в венг. нар. песнях. В студенч. годы написал Адажио для скрипки и фп. (1905), «Летний вечер» («Nyari este», для орк., 1906, 2-я ред. по совету А. Тосканини - 1929). Одновременно занимался собиранием и изучением венг. муз. фольклора. Первая публикация результатов фольклорной экспедиции - сб. «Матюшфельди» («Matyusföldi gyüjtes», журн. «Ethnographia», 1905). В 1906 началось науч.-фольклористич. и творч. сотрудничество К. с Б. Бартоком (в изданном в это время совм. с ним сб. 20 венг. нар. песен в сопр. фп. NoNo 11-20 принадлежат К.). Творч. задачей К. было претворение нац. нар. традиций в проф. музыке; К. понимал, что для её осуществления необходимо также тщательное изучение и новой зап. музыки. В 1906-07 он предпринимает поездку в Берлин, затем в Париж, где знакомится с творчеством К. Дебюсси. В произв. К. кон. 1900-х гг. ощущается влияние франц. импрессионистов («Размышления на мотив Клода Дебюсси» - «Meditation sur un motif de Claude Debussy», для фп., 1907). По возвращении на родину К. начинает свою многостороннюю муз. деятельность: с 1907 преподаёт теорию, затем композицию в Академии музыки (Будапешт), продолжает собирание и изучение венг. крестьянского песенного фольклора, записывая мелодии с помощью фонографа (экспедиции в сёла Верхней Венгрии - 1907-09, Трансильвании - 1910-12, Буковины - 1914; в 1921-25 - в разл. сельские р-ны страны). В 1907 в сёлах Сев.-зап. Венгрии К. обнаружил сохранившиеся древние нар. песни, осн. на пентатонич. звукоряде («минорная пентатоника»), о чём написал в статье в 1917. До конца жизни К. уделял огромное внимание пентатонич. основе венг. нар. музыки, исследовал её родство с муз. фольклором марийцев, удмуртов, чувашей. Используя записанные мелодии, К. творчески претворяет фольклорный материал, сочетая его с совр. средствами выразительности; он создаёт муз. произв., вызвавшие оживлённую полемику необычностью своего муз. языка. Среди них сб. «Пение» («Йnekszу», 16 песен на нар. тексты, 1907-09, изданы в 1921), 1-й струн. квартет (1908), соната для виолончели и фп. (1910), дуэт для скрипки и виолончели (1914), вок. циклы (1912-16) - «Запоздавшие мелодии» («Megkesett melodiak», на сл. венг. поэтов) и «Две песни» («Кйt йnek»), соната для виолончели соло, 2-й струн. квартет, 7 фп. пьес, в т. ч. обр. нар. мелодий «Секейский плач». На события 1-й мировой войны 1914-18 К. откликнулся, создав мрачные по характеру «Lento» и «Эпитафию». В 1917-19 сотрудничал в газетах «Nyugat» и «Pesti Naplу» в качестве музыкального критика. В 1918 К. (совм. с Э. Дохнаньи и Бартоком) вошёл в состав «муз. директории», возглавлявшейся Б. Рейницем. В период существования Венг. сов. республики (21 III - 1 VIII 1919) вёл широкую муз.-обществ. деятельность, в 1919 (в течение 7 мес.) - вице-директор Высшей школы муз. искусства им. Ф. Листа (так с февраля 1919 наз. Академия музыки). В это время он написал светлую и ясную по муз. языку Серенаду для 2 скрипок и альта. После падения Венг. сов. республики был подвергнут репрессиям, лишён своего поста и отстранён от пед. работы (принудит. отпуск до сентября 1921; вновь преподавал композицию в Высшей школе муз. искусства до 1940). Мировую известность К. как композитору принёс «Венгерский псалом» («Psalmus Hungaricus», венг. вариант 55-го псалма, для тенора, хора и оркестра), воспринятый как выдающееся явление новой венг. музыки (1-е исп. на Междунар. фестивале в Цюрихе в 1926). В «Венгерском псалме» (написан к 50-летию объединения городов Пешт, Буда и Обуда) К. выразил горе, протест и надежду народа, страдающего от хортистской диктатуры. В эти годы К. совм. с Б. Бартоком продолжал интенсивную муз.-исследоват. деятельность фольклориста-этнографа; ими издан сб. «150 трансильванских песен» («150 erdelyi nepdal», 1923), 42 мелодии в сб. «Сокровищница песен Надьсалонта» («Nagyszalonta nepdalkincse», 1924). С К., творчество которого получило широкое признание, был заключён договор венским «Универсальным издательством» («Universal йdition») на издание всех его произв. В сер. 1920-х гг. К. перешёл к созданию многочисл. хоров a cappella, гл. обр. для детей. В 1926 К. создал героико-комич. оперу «Хари Янош», в которой использовал венг. старинную нар. музыку. Гл. персонаж оперы, легендарный герой Хари, воплощает, по словам К., «фантазию венг. сказочников, олицетворяя вечный венг. оптимизм»; в этом образе крестьянина-солдата сочетаются реализм и наивность, комич. начало и патетика. Опера обошла сцены мн. театров (Нью-Йорк, 1927; Кёльн и Ахен, 1931; Москва, 1963). Имя К. стало широко известно за рубежом. С 1927-28 он выступал в разл. городах Европы и США, дирижируя своими произв. Посещение К. Англии и знакомство с традицией хор. фестивалей привело К. к идее создания таких же фестивалей в Венгрии. В конце 1920-х гг. К. обращается к хор. музыке, создаёт ряд хоров для разл. состава голосов, гл. обр. детских, реализуя свой метод муз. просвещения. Позднее (1930-1940-е гг.) издал ряд сборников для школьников на основе обработок нар. венг. мелодий - введение в 2-гол. пение «Венгерское двухголосые» («Bicinia Hungarica», 1937-42), хор. упражнения «Будем чисто петь» («Йnekeljünk tisztan», 1941), «Пентатоника» («Цtfiku zene»; 440 мелодий, 1945-48), «333 упражнения в чтении с листа» («333 olvasogyakorlat»); учебник по пению и песенник для общеобразоват. школ (оба совм. с Е. Адамом, для 1-8-го классов, 1943-45; 1948, 1958); сб.»Трёхголосие» («Tricinia»; (28 3-гол. вок. упражнений, без текста - 1954, с текстом М. Киштетеньи - 1958); «Песни для малышей» («Кis emberek dalai», 50 песен, 1961) и др. К. известен как педагог, воспитавший неск. поколений венг. музыкантов; среди его учеников - Л. Бардош, М. Хайду, П. Кадоша, Д. Ранки, Р. Шугар, Ф. Сабо, П. Ярданьи, Б. Тардош. Инструктивные сборники - вок. пьесы для 1 и 2 голосов, создававшиеся К. на протяжении 20 лет, - предназначены и для муз. воспитания (начиная с дет. садов) и для обучения в Высшей школе муз. искусства. К. внёс большой вклад в муз. культуру Венгрии и как муз. обществ. деятель: он сыграл важную роль в развитии движения «Поющая молодёжь», был чл. Нац. венг. совета по искусству (с 1934), принимал участие в реорганизации венг. муз. учреждений (после 1945), был почётным президентом Союза венг. муз. деятелей (1949-67), с 1951 пред. Венг. музыковедч. общества (1951-67), президент Междунар. совета по нар. музыке (1963-67), почётный президент Междунар. общества муз. воспитания (ISME, 1964-67). С 1946 К. часто посещал страны Зап. Европы и США в качестве дирижёра собств. произв., учёного фольклориста и педагога. Дважды приезжал в СССР (1947, 1963). Многосторонняя творч. и обществ. деятельность К. сыграла важную роль в развитии венг. муз. культуры 20 в. Крупнейший учёный, автор мн. статей и науч. работ, посвященных венг. нар. музыке (К. записал ок. 3500 нар. песен и танц. мелодий с многочисл. вариантами), К. наряду с Б. Бартоком является основоположником совр. венг. композиторской школы, завоевавшей мировое признание. К. стремился к синтезу древнего венг. нар. мелоса с совр. зап.-европ. достижениями в области гармонии, полифонии. Изучив и ассимилировав нар. традиции, К. развил скрытые в них возможности и выработал свой муз. язык, для которого характерны многокрасочность звуковой палитры при лаконичности изложения и классич. ясности мелодич. линий, разнообразие голосоведения, пульсирующая энергия ритмов, орнаментальное богатство мелодии, свежесть и яркость гармонии, органичная пропорциональность формы, вок. основа муз. образов и виртуозная изобретательность инструментовки. К. сохраняет метрич. особенности венг. нац. муз. фольклора (крестьянского и городского), характерную просодию венг. нар. речи. Источником вдохновения для К. явился открытый им в самом древнем и чистом слое венг. нац. муз. культуры мир поэтич. нар. образов. В творчестве К. сочетаются специфич. черты венг. нац. характера - героич. романтика, лирика и богатство фантазии (в осн. персонажах его муз.-сценич. произв. воплотились героич. мечты и нар. юмор); реалистич. картины нар. жизни даны в сценах из быта венг. деревни (сценич. действие, обрамляющее ряд трансильв. нар. песен «Секейская прядильня»); борьба за свободу нашла выражение в опере «Цинка Панна» (посв. эпизоду из истории освободит. движения 18 в. под рук. Ф. Ракоци). Широко используется нар. музыка в орк. сочинениях К. - в сюите «Хари Янош», вариациях на тему нар. песни «Взлетела пава», в жизнеутверждающем пафосе «Танцев из Маросшека», «Танцах из Таланты» (в них, как и в Интермеццо из «Хари Яноша», используется вербункош). Картины венг. природы, народ, его борьба, победы и страдания воплощены в хор. музыке К. (гл. обр. смешанные хоры). Таковы основанные на фольклорном материале хоры «Картины с гор Матра» («Matrai kepek», 1931), «Иисус и торгаши» («Jezus йs a kufarok», 1934), 4-гол. канон «К венграм» («A magyarokhoz», 1936), «Забытая песнь Балинта Балашши» («Balassi Balint elfelejtett йneke», 1942) и др.; в них воплощены и мрачные, и праздничные страницы из истории Венгрии. В церк. хор. музыке К. и светских хорах a cappella нашли выражение традиции высокой европ. хор. культуры 16-17 вв. («Те Deum Будайской крепости», к 250-летию освобождения Буды от власти турок; хор. вариант «Взлетела пава», написанный к 30-летию Объединения рабочих хоров (на революц. стихотв. Э. Ади, 1937, вскоре запрещен цензурой). Патриотич. и демократич. направленность творчества К. (особенно в массовых хор. жанрах), приведшая к его широкой популярности, вызвали нападки хортистской печати. В 1937 К. запретил исп. своих произв. в фаш Германии и Италии, публично выступал против фашизма, после аншлюса (1938) порвал связь с венским издательством. Достижением К. в области инстр. музыки является создание таких ансамблей (дуэт для скрипки и виолончели, трио-серенада), в которых обнаруживаются сольные технич. возможности каждого инструмента и сочетаются речитативные монологи с диалогами разл. инструментов. К. продолжил начатое совм. с Бартоком издание многотомного собрания «Фонд венгерской музыки» («Corpus Musicae Popularis Hungaria», с 1951; при жизни К. вышли 5 тт.). До 1967 был гл. ред. журн. «Studia Musicologica» (выходит в Будапеште с 1961). К. принадлежит переложение Хроматич. фантазии И. С. Баха для альта соло и мн. др. Пр. им. Кошута (1948, 1952, 1957). Был пред. муз. секции общества «Венгрия - СССР» (с 1958).
Соч.: оперы - Хари Янош (пост. 1926), Секейская прядильня (Szekely fonу, 1-я ред. 1924, 2-я ред 1932, Будапешт), Цинка Панна (1948); для хора, солиста и орк. - Венгерский псалом (Psalmus Hungancus, 1923); Те Deum Будайской крепости (Budavari Te Deum, для 4 солистов, смеш. хора, органа и орк., 1936), Короткая месса (Missa brevis, 1944), для opк. - симфония C-dur (1961), концерт (1939); камерно-инстр. ансамбли - дуэт для скрипки и влч. (1914), Интермеццо (для струн. трио, 1905), 2 струн. квартета (1908, 1918), Adagio (для скр. с фп., 1905), Серенада (для 2 скр. и альта, 1920), для влч. и фп. - соната (1910), Венгерское рондо (Magyar rondo, 1917), для фп. - циклы миниатюр 9 пьес (1909), 7 пьес (1911-18), 24 маленьких канона на черных клавишах (24 kis kanon a fekete billentyükön, 1945), 12 детских танцев (Gyermek-tancok, 1945), соната для влч. (соло, 1915), для голоса с фп. - песни на стихи венг. поэтов, в т. ч. Запоздавшие мелодии (Megkesett melodiak, 1916), сборники обр. нар. песен для голоса и фп. - Венгерские народные песни (Magyar nepdalok, 20 песен, первые 10 - в обр. Бартока, 1906, 1967), Венгерская народная музыка (Magyar nepzene, 62 песни, 10 тетр., 1924-32, 11-я - 1964), 5 марийских народных песен (Hegyi-mari nepdal, 1960), Эпитафия Яношу Хуньяди, 1801 (Epitaphium Joanms Hunyadi, 1801, 1965), хоры - Парный танец из Калло (Кбllai kettös с орк., 1950), a cappella - Кушает цыган творог (Turot eszik a cigany, 1925), К Троицыну дню (Pünkösdölo, обрядовая, 1929) - Глаголь, язык мой (Pange lingua, на духовный текст, для детского хора с органом, 1931), Воля к миру, 1801 (Bekessegohajtas, 1801, для смеш. хора, 1953), Обращение Зриньи (Zrinyi szozata, с баритоном, 1954), Пойду за смертью (I will go to look for death, 1959), Скажи мне, где волшебный хлеб (Tell me where is fancy bread, из «Венецианского купца» У. Шекспира, 1959) и др. мужск., женск. и смешан. хоры; Хвала органу (фантазия на секвенцию 12 в. - Laudes organi, для смеш. хора и органа, 1966), для органа - Тихая месса (Stille Messe, 1942), музыка к кинофильму Ката Кадар (1943). Лит. соч.: Верность народному гению [Заметки венгерского композитора], «СМ», 1964, No 3, A magyar nepzene, Bdpst, 1937 (расшир. издание - 1943, 1969, нем. пер. - Die ungarische Volksmusik, 1956, рус. пер. - Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961), La Chanson paysanne, в кн.: Visages de la Hongrie P., 1938 (совм. с Д. Бартой); Die Volksmusik, в сб.: Ungarn, das Antlitz einer Nation, Bdpst, 1940, Arany Janos nepdalgyüjtemenye (совм. с А. Дьюлой), Bdpst, 1953, A zene mindenkiй, Bdpst, 1954 (сборники статей), Visszatekintes, v. 1-2, Bdpst, 1964, Mein Weg zur Musik, Z., 1966; Bdpst, 1969 (о библ. и дискографией); Pentatonicism in Hungarian folk music, «Ethnomusicology», XIV, 1970.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КО..

КЕМПФ

КЕРЕР

КЕРЛЬ

КЕРУА

КИКТА

КИЛЯР

КИНДИ

КИОСА

КИТЛЬ

КЛАКА

КЛАМИ

КЛЕБЕ

КЛИМА

КЛОВА

КОБЗА

КОБУЗ

КОБЫЗ

КОВАЧ

КОГАН

КОЖИН

КОЗАК

КОКЛЕ

КОКТО

КОЛИШ

КОЛЛО

КОЛОК

КОЛЬК

КОММА

КОМУЗ

КОНЕН

КОНОЭ

КОНЬЯ

КОНЮС

КОРАД

КОРЕВ

КОРТО

КОСМА

КОСМЕ

КОТЕК

Музыкальный словарь ver16