на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОКТО (Cocteau) Жан (5 VII 1889, Мезон-Лаффит, близ Парижа - 11 X 1963, Мийи-ла-Форе, близ Парижа) - франц. писатель, поэт, драматург, театр. деятель, живописец, кинорежиссёр, сценарист, либреттист и муз. критик. Чл. Института Франции (1955). Идейный вдохновитель и пропагандист модернистских и авангардистских течений в разл. областях искусства. Находясь почти полвека в центре художеств. жизни Парижа, оказал значит. влияние на развитие совр. франц. музыки, особенно балета и оперы. Для творч. пути К., отмеченного эстетством и экспериментаторством, характерны постоянные переходы от одних художеств. группировок к другим; он примыкал к импрессионистам, кубистам, символистам, дадаистам, сюрреалистам. Друг К. Дебюсси, К. позднее сблизился с Э. Сатл и возглавил вместе с ним борьбу музыкантов против импрессионизма, а также вагнеровского направления. Связанный с организатором «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилевым, К. участвовал в поисках нового типа балетного спектакля, основанного на кубо-футуристич. принципах сценич. оформления, сближении хореографии с эстрадой и эксцентрикой. Его постановка балета «Парад» Сати (либр. К., 1917) вызвала публичный скандал. С 1920 он стал вдохновителем и литературным глашатаем группы «Шестёрка». С 30-х гг. выступал как кинорежиссёр и сценарист; в 40-е гг. вновь обратился к балету (в 1944 один из организаторов труппы «Балет Елисейских полей»; участвовал в создании экспериментальных балетных спектаклей как либреттист и художник-декоратор). Книга-памфлет К. «Петух и арлекин - заметки о музыке» (1918) стала знаменем сторонников безыдейности и художеств. нигилизма. Призывая обратиться к простым и примитивным конструкциям, джазу, мюзик-холлу, проникнуться духом совр. урбанизации, К. довёл свои идеи до эксцентризма. Его «бунтарство», отражавшее настроение послевоенного «потерянного поколения», протест против бурж. морали и мещанства ограничивались рамками чисто формальных поисков, не шли дальше «эпатирования» бурж. публики. На либр. К. созданы: балеты - «Бык на крыше» («Le Boeuf sur le toit») и «Голубой экспресс» («Le Train bleu») Мийо, «Федра» Орика (пост. 1950 с декорациями К.); оперы - «Антигона» Онеггера, «Бедный матрос» («Le pauvre matelot») Мийо, опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского, монодрама «Человеческий голос» («La Voix humaine») Пуленка; коллективный танцевальный дивертисмент «Новобрачные на Эйфелевой башне» («Les maries de la Tour Eiffel»). На тексты К. написаны кантата И. Маркевича, песни композиторов «Шестёрки» (в т. ч. «Кокарды» Пуленка). К фильмам К. (в т. ч. «Орфей», 1950) музыку писал Орик. К. - автор многих пьес, романов, сборников стихов, книг и статей о театре.
Соч.: Le Coq et l'Arlequin, P., 1918; Carte Blanche, P., 1920; Le Rappel а l'ordre, P., 1926; Maurice Ravel saluй par Jean Cocteau, P., 1946; La Danse, P., 1947; Eric Satie, Liege, 1957.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь