на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОЛУМБИЙСКАЯ МУЗЫКА. Первые сведения о музыке колумбийских индейцев до прихода испанцев содержатся в хрониках завоевателей. Из них известно, что индейцы, жившие на территории совр. Колумбии, культивировали воен. музыку и отмечали победы песнями, исполнявшимися под аккомпанемент труб, морских раковин, флейт и рожков. Во время погребальных обрядов индейцы пели песни, рассказывавшие о храбрости покойного и о подвигах, совершённых им при жизни. Массовыми танцами с пением и музыкой завершались многие коллективные работы - сбор урожая, постройка дворца для вождя и др. Из муз. инструментов колумбийских аборигенов известны флейты (тростниковые, деревянные, костяные), многоствольные флейты Пана, бамбуковые и пальмовые трубы, рожки, морские раковины (без отверстий и с отверстиями для извлечения тонов разной высоты), погремушки и многочисл. барабаны. Испан. завоевание (нач. 16 в.) положило конец самостоят. существованию музыки колумбийских индейцев. Частично она исчезла, будучи вытеснена или ассимилирована музыкой пришельцев, частично деформировалась под воздействием чуждых её природе европ. элементов. Относительно «чистая» индейская музыка сохраняется в некоторых труднодоступных горных р-нах Колумбии и на территориях, удалённых от центров цивилизации. Наиболее популярные песенно-танц. формы креольского фольклора Колумбии - бамбуко, гуабина, торбельино, пасильо. Бамбуко - подвижный парный танец типа испанской сарабанды или фанданго, хореография, содержанием к-ого является любовная пантомима. Аккомпанируют бамбуко чаще всего на типле (местная разновидность испан. гитары). Гуабина - также подвижный танец с пением, сочетающий креольский гибкий мелос и прихотливый переменный метр с синкопированным инстр. сопровождением (влияние афр. полиритмии). Гуабина хореографически и мелодически родственна торбельино. Иного характера танец пасильо: это креольский вариант европ. вальса. На протяжении 16 - большей части 18 вв. практически единств. сферой проф. муз. деятельности в Колумбии была церковь. Расцвет церк. музыки относится к 1-й пол. 18 в. и связан с именем крупнейшего колумбийского композитора колониальной эпохи X. де Эррера-и-Чумачеро, которому принадлежат многочисл. мессы, ламентации и псалмы в стиле итал. и испан. полифонистов 16 в. Светская проф. музыка развивалась в Колумбии медленно. В 1784 П. Каррикарте основал в Боготе первый дух. оркестр, выступавший с публичными концертами. Война за независимость (1810-19) и отделение от Испании (1819) стимулировали и активизировали развитие нац. искусства. Любительское музицирование, распространённое в богатых домах, постепенно перерастало в организованную конц. деятельность. В 1846 Э. Прайс открыл в Боготе Филармонич. конц. общество (существовало до 1857), дававшее регулярные концерты, программы которых включали итал. оперную музыку, а также симф. и камерные соч. Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера. Филармония явилась базой для создания в последующие годы ряда муз. учреждений. С 1848 до кон. 19 в. в Колумбии постоянно выступали европ. (в основном итал. и испан.) оперные труппы, репертуар которых состоял почти исключительно из итал. опер. Среди композиторов 2-й пол. 19 в. - X. Кеведо Арвело, писавший в основном культовую музыку (он же основал камерный ансамбль Гармонический секстет) и X. М. Понсе де Леон (ученик Ш. Гуно и А. Тома) - автор первых поставленных на сцене нац. опер «Эстер» (1874) и «Флоринда» (1880). Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. выделяется многочисл. группа авторов, активно разрабатывавших нац. фольклор: Э. Мурильо, Д. Фальон, Н. Мата Гусман, П. Моралес Пино, Р. Падилья, Р. К. Мело, А. Кастилья, Л. Кальво и др. В 1882 в Боготе была открыта Нац. академия музыки. В 1910 коми. Г. Урибе Ольгин реорганизовал академию в Нац. консерваторию. Одновременно он основал при консерватории Об-во симф. концертов (в 1910-35 Урибе Ольгин возглавлял консерваторию и общество, в 1942-70 - консерваторию). В 1936 дирижёр Г. Эспиноса на базе консерваторского оркестра создал Нац. симф. оркестр. В 20 в. выдвинулось много талантливых композиторов и исполнителей. Крупнейший композитор, творчество которого получило известность за пределами Колумбии, - Г. Урибе Ольгин. Его обширное наследие включает оперу «Фуратена» (1946), 7 симфоний, симф. поэмы, инстр. концерты, множество камерных соч., в т. ч. фп. сб. «300 пьес в народном характере» - одно из самых популярных созданий композитора. А. Мартинес Монтойя - автор пьес для дух. оркестра, лучшая из них - «Колумбийская рапсодия» на нар. темы. C. Сифуэнтес написал неск. сарсуэл, симфонию на нар. темы, орк. и камерные произв., а также ряд муз. учебников и уч. пособий («Теория музыки», «Музыкальная эстетика», «Современный контрапункт»). Ярко нац. характер носит творчество А. Мария Валенсии (среди его соч. - «Инкская эклога», «Свирель и бамбуко», «Кауканские впечатления», «Южноамериканские напевы и ритмы»), который был также крупнейшим колумбийским пианистом, концертировавшим в Европе и США. С нар. искусством тесно связано творчество X. Б. Сильвы (Симфония на нар. колумбийскую тему, симф. поэма «Торбельино»). К нац. направлению примыкают X. Росо Контрерас, К. Посада Амадор (ученик Нади Буланже и П. Дюка), Р. Пинеда, Л. Антонио Эскобар. В концертах исполняются также произв. комп. и дирижёра X. Веласко, комп. и пианиста Э. Эрнандеса, Г. Кеведо, А. Вильялобоса, Ф. Гонсалеса, X. Крисостомо Арриаги, А. Мехия, Г. Рендона, Б. Э. Атеортуа. Среди колумбийских музыкантов-исполнителей 20 в.: пианисты - Т. Танко де Эррера, Ф. Корралес, М. Велес Аранго, А. Ойос Росо, Л. Перес, О. Буэнавентура; скрипачки - С. Паэс Гонсалес, сестры Р. и М. де ла Пас Гарсиа, М. Эскобар де Агирре, Б. Боливар; виолончелист Д. Каро Грау; гитарист К. А. Диас; певец Л. Масиа (тенор); дирижёры - М. А. Руэда, Д. Самудио; ведущие музыковеды, фольклористы и музыкальные критики - Э. де Лима, X. И. Педромо Эскобар, А. Пардо Товар, Отто де Грайф, Г. Абадия, X. Ф. Нейман. Центр муз. жизни Колумбии - Богота, где функционируют оперный театр, Нац. консерватория, н.-и. центр по изучению фольклора (при Нац. университете), Нац. симф. оркестр, Нац. дух. оркестр, духовой оркестр Нац. полиции, квартет «Богота», Хоровое общество, хореографич. труппа «Фольклорный балет» (рук. Соня Осорио) и др. В Колумбии, как и в других странах Лат. Америки, много небольших вок.-инстр. ансамблей, исполняющих нар. музыку и популярные авторские соч. в нар. стиле. Большую работу по пропаганде классич. и нац. музыки ведёт Нац. радио Колумбии.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь