на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ (франц. berceuse, нем. Wiegenlied, Schlummerlied, англ. lullaby) - песня, служащая для убаюкивания ребёнка, распространённый жанр народной песенности многих народов. Для К. п. характерны спокойное, замедленное движение, повторы попевок и ритмич. фигур. С кон. 18 в. вошла в проф. вок. лирику (один из первых образцов принадлежит И. Ф. Рейхардту, 1798), при этом для передачи убаюкивания, укачивания стали широко использоваться возможности фп. аккомпанемента (остинатные фигуры и др.). Большой популярностью пользуется К. п., приписывавшаяся В. А. Моцарту, в действительности же написанная в кон. 18 в. комп. Б. Флисом (р. в 1770). В числе авторов К. п. для голоса с сопр. фп. - Ф. Шуберт, И. Брамс, X. Вольф, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и др. К. п. нашла применение и в опере («Псковитянка», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Мазепа» Чайковского, «Тарас Бульба» Лысенко, «Мадам Баттерфляй» Пуччини и др.). В 19 в. появляется и инстр. К. п., прежде всего для фп., как правило, в размере 6/8. Она приобретает разл. формы - от простой и непритязательной лирич. пьесы до свободной фантазии, дающей опоэтизированное претворение образов К. п. и использующей всё богатство средств фп. Одним из наиболее выдающихся образцов такой трактовки жанра является К. п. (Berceuse, op. 57) Шопена, в которой мелодия, звучащая на повторах остинатной гармонико-ритмич. формулы в левой руке, богато расцвечивается орнаментальными узорами. К. п. для фп. в 2 и 4 руки создали также И. Брамс, Э. Григ, Ф. Лист, К. Сен-Санс, М. Регер, К. Дебюсси, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, А. С. Аренский и др.; К. п. для скрипки и фп. написал М. Равель. К. п. для симф. оркестра имеются у Ф. Бузони, А. К. Лядова («Восемь русских народных песен» для орк.), И. Ф. Стравинского (балет «Жар-птица»).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь