на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОМИ МУЗЫКА. Муз. фольклор коми составляют песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые, лирич. и детские песни, причитания, частушки. Бытуют местные формы - ижемские трудовые песни-импровизации, севернокоми богатырский эпос, вымские и верхневычегодские эпич. песни и баллады. Ладовой основой коми нар. музыки служит система 7-ступенных ладов (миксолидийский мажор, натуральный минор, реже - фригийский и дорийский лады). Для старинных песен характерны плавное нисходящее движение мелодии сравнительно узкого диапазона (речитативного и распевного склада), одночастность. Напевы поздних песенных слоев имеют более широкий диапазон, куплетно-строфическую форму. Преобладает 2-дольный размер, в импровизац. формах - смешанные размеры с переменным ритмом. Распространено сольное и хоровое пение, обычно 2- или 3-голосное. Среди нар. инструментов: 3-струнный сигудэк (смычковый и щипковый), брунган - 4- и 5-струнный ударный инструмент больших размеров; духовые - чипсаны и пэляны (дудки, разновидность многоствольных флейт), этика пэлян (продольная тростниковая дудка), бадьпу пэлян (дудка с надрезанным одинарным бьющимся язычком), сюмэд пэлян (берестяная дудка); ударные - тотшкэдчан (вид колотушки), сярган (трещотка), пастушеский барабан. Значит. место в быту занимают рус. балалайки и гармошки. На нац. инструментах исполняются специфич. звукоподражат. пастушеские наигрыши, охотничьи сигналы, песенные и плясовые наигрыши в форме импровизаций или в куплетно-вариационной форме. В нар. практике, кроме сольной, существует и ансамблевая песенно-инстр. музыка. Проф. муз. искусство коми возникло после Великой Oкт. социалистич. революции. Большую работу по собиранию и изучению коми нар. песенно-муз. творчества провели музыковеды П. А. Анисимов, С. А. Кондратьев, А. Г. Осипов, П. И. Чисталёв, филологи П. Г. Доронин, И. А. Осипов, А. К. Микушев, Ф. В. Плесовский. На основе нац. фольклора созданы произв. крупной формы: первая нац. муз. драма А. А. Воронцова «Усть-Куломское восстание» (пост. 1942, Сыктывкар), «Юбилейная кантата» С. А. Кондратьева (исп. 1946, там же), опера Г. Н. Дехтярова «Гроза над Усть-Куломом» (1960, там же), первый нац. балет Я. С. Перепелицы «Яг-Морт» («Лесной человек», пост. 1961, там же), его же оперетта «Песни к звёздам» (пост. 1963, там же) и опера «На Илыче» (пост. 1971, там же), опера Б. И. Архимандритова «Домна Каликова» (пост. 1967, там же). Значит. вклад в развитие нац. музыки внесли композитор и поэт-песенник В. А. Савин, композиторы - А. В. Каторгин, А. Г. Осипов, П. И. Чисталёв, В. И. Мастеница; певцы - засл. арт. Коми АССР П. А. Осипов, нар. арт. Коми АССР В. В. Есева; кларнетист засл. арт. РСФСР В. А. Соколов, и др. В Коми АССР работают (1974): Коми АССР республиканский муз. театр (1958), Дом нар. творчества (1938), Филармония, Ансамбль песни и танца Коми АССР (1939), 2 муз. уч-ща (Сыктывкар, Воркута), 39 (детских и вечерних) городских и сельских муз. школ, 4 художеств. школы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь