на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КОНЦЕРТ музыкальный - публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. Утверждение в 18 в. К. как формы обществ. музицирования было обусловлено ростом гор. буржуазно-демократич. художеств. культуры. Всё возрастающий интерес публики к инстр. музыке, до того времени отдававшей исключит. предпочтение опере, привёл к формированию новой, концертной аудитории, чему способствовала обстановка театр. представлений тех лет - в антрактах оперных, а иногда и драм. спектаклей выступали инстр. виртуозы (подобные выступления сохранились вплоть до 80-х гг. 19 в.), а также между отдельными церк. службами, проповедями (чаще в Зап. Европе). Борясь со светской муз. культурой, церковники использовали начиная с 17 в. наряду с органом и хором скр. музыку, создавая во время религиозной службы подобие конц. обстановки. Скрипка как сольный инструмент и скр. ансамбль занимали важное место в оформлении католич. мессы, в результате чего в итал. инстр. музыке были разработаны спец. муз. жанр и форма, предусматривавшие своеобразие обстановки (церк. соната, concerto grosso). На протяжении 17 в. и почти всего 18 в. для придв. быта, аристократич. салонов, распространённых в то время академий, коллегиум музикум было гл. обр. типично т.н. замкнутое музицирование. К. был рассчитан на огранич. круг специально приглашённых лиц. В К. обычно принимали участие музыканты, находившиеся на службе того или иного знатного мецената, нередко имевшего собственные инстр. и хор. капеллы (давались для слушателей бесплатно). Избранный состав аудитории и небольшое по размеру помещение определяли содержание таких К., носивших чаще всего характер камерно-ансамблевого музицирования. Наряду с этим в 18 в. возникает иная форма К. - публичные платные выступления музыкантов, рассчитанные на более широкую, демократич. аудиторию. Первые открытые платные К. были организованы в Лондоне в 1672-78 скрипачом Дж. Банистером в его собств. доме; слушателям предоставлялось право выбора программы. В 1678-1714 известным организатором К. в Лондоне был Т. Бриттон. В 1690-93 здесь К. устраивал Р. Кинг совм. с нем. оперным антрепренёром И. В. Франком, также в собств. конц. зале. Большое распространение в это время начали получать абонементные К. и К. по подписке. В 1765-82 в Лондоне были популярны абонементные К., которые устраивались под рук. И. К. Баха совм. с К. Ф. Абелем, абонементные К., осн. скрипачом И. П. Заломоном (для них Й. Гайдн написал свои т.н. Лондонские симфонии). Во Франции существовали «Духовные концерты» (1725-91), осн. комп. Ф. А. Филидором; в них наряду с культовой музыкой исполнялись и светские инстр. ансамбли, симфонии, сольные соч. По их примеру аналогичные К. организуются в Лейпциге, Вене, Стокгольме. С кон. 18 в. получают распространение т.н. академии - авторские К., когда композитор выступает с исполнением собств. соч. (В. А. Моцарт, Л. Бетховен и др.). В России первые публичные концерты устраивались в 40-х гг. 18 в. в Петербурге, где к 70-м гг. они приобретают систематич. характер (в Москве - в 80-х гг.). Однако только после Великой франц. революции окончательно утверждается форма публичного К., уже платного, с заранее составленной программой, соответствующей социальным сдвигам, происшедшим в обществе. Формируется новый тип исполнителя - «концертирующий» виртуоз, вырабатывается форма его публичных выступлений - сольный К., складывается и тип программы, исполняемой на протяжении К. солистом с аккомпанементом фп. Однако в 1-й пол. 19 в. ещё продолжала господствовать смешанная программа К. солиста - инструменталиста-виртуоза или певца, в котором принимали участие оркестр и др. исполнители (т. н. антураж). Эта форма явилась переходной от выступления солиста в церкви между частями мессы, оратории или же в театре, в антрактах театр. представления, к его самостоятельному К. - клавир-виолин-лидер-абенду (нем. klavier- violin-lieder-abend). Ещё в конце 30-х гг. 19 в. даже Н. Паганини выступал в антураже. Только в 40-х гг. Ф. Лист первым дал сольный К., без участия др. исполнителей. Рост муз. искусства и исполнительской культуры, распространение К., развитие муз. связей между странами способствовали возникновению новых, капиталистич. форм организации конц. жизни. В 1880 в Берлине Г. Вольфом было основано первое конц. агентство, начавшее организовывать на определённых материальных условиях выступления артистов. Этим было положено начало совр. конц. «индустрии», получившей особенно большое развитие в США, где существует огромное количество конц. агентств, импрессарио и менеджеров, организующих К., гастроли заруб. артистов. На протяжении 19 в. К. (симф., камерные, сольные) получают всё большее распространение, в чём немалое значение имела деятельность разл. рода муз. обществ, существовавших во всех крупных европ. культурных центрах. В 19 в. наибольшую известность завоевали постоянные симфонич. К. Об-ва концертов Парижской консерватории (осн. в 1828), К. лейпцигского Гевандхауза, Венского (осн. в 1842) и Берлинского (осн. в 1882) филармонич. оркестров, «Концерты Ламурё» в Париже (осн. в 1881), лондонские «Променад-концерты» и др.; в 20 в. - К. Бостонского (осн. в 1881) и Филадельфийского (осн. в 1900) оркестров, оркестра Би-Би-Си (Лондон), Парижского оркестра и др. Во 2-й пол. 20 в. получают большое распространение симф. и камерные концерты, организуемые в рамках междунар. муз. фестивалей. Обычными стали заруб. гастроли крупных исполнит. коллективов (оперных театров, симф. оркестров, камерных ансамблей и др.). Во мн. странах строятся концертные залы, вмещающие огромные аудитории. В дореволюц. России большое значение для развития конц. жизни и организации симф. и камерных К. имели Петербургское филармоническое общество, Московское филармоническое общество и в особенности Русское музыкальное общество, а также такие конц. организации, как «Концерты С. А. Кусевицкого» (1909-1914), «Концерты А. И. Зилоти» (1903-18), Кружок любителей русской музыки и др. Коренные изменения в конц. деятельности произошли в СССР, где организация и руководство конц. жизнью находятся в руках социалистич. гос-ва. В первые же послереволюц. годы возникли такие новые массовые формы К., как концерт-митинг, «Корпорация артистов - солистов Большого театра» в Москве, ленингр. хор. олимпиады гор. муз. самодеятельности (первая была проведена в 1927, в некоторых участвовало до 100000 музыкантов). Руководство конц. жизнью в СССР сосредоточено в гос. концертных организациях - Союзконцерт, Росконцерт, Укрконцерт и других, республиканских, областных и гор. филармониях. В своей работе сов. конц. организации опираются на новые принципы. На первое место выдвигается муз.-просветительная и культурная деятельность. К. организуются не только в конц. залах крупных городов, но и в небольших городах, в клубах, домах культуры и цехах заводов и фабрик, в совхозах, колхозах. Филармонии ведут большую муз.-просветительную работу среди слушателей. Издают аннотированные программы К., выпускают брошюры (в помощь слушателю), при мн. филармониях существуют постоянные лектории. Филармонии располагают первоклассными солистами и исполнительскими коллективами, завоевавшими мировую известность: Государственный симфонический оркестр Союза ССР, Симфонический оркестр Московской филармонии, Моск. камерный оркестр (осн. в 1956), Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Государственный академический русский хор Союза ССР, Республиканская русская хоровая капелла, Струнный квартет им. Бородина (осн. в 1945) и др. Организацией К. советских исполнительских коллективов и солистов за рубежом, а также гастролей зарубежных артистов в СССР ведает Госконцерт СССР.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КО..

КЛОССОН

КЛЮЗНЕР

КНЕПЛЕР

КНИППЕР

КНЯЖНИН

КОБЗАРЬ

КОДАЛЛЫ

КОДЕТТА

КОЖЕЛУХ

КОЛЕССА

КОЛОДУБ

КОЛОКОЛ

КОЛЯДКА

КОМИТАС

КОМИШЕЛ

КОНЁВИЧ

КОНВЕРС

КОНКОНЕ

КОНСТАН

КОПЛЕНД

КОПОСОВ

КОПТЯЕВ

КОПЫЛОВ

КОРБЕТТ

КОРДЕРО

КОРЕЛЛИ

КОРЕНЕВ

КОРИДЗЕ

КОРИФЕЙ

КОРНАУТ

КОРНЕЕВ

КОРОЛЁВ

КОРРИДО

КОРЯКИН

КОСЕНКО

КОСТЛАН

КОТОНЬИ

КОУКАЛЬ

КОЧАРЯН

Музыкальный словарь ver16