на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ - помещения, предназначенные для публичного исполнения муз. произв., соответствующим образом оборудованные и отвечающие определённым акустич. и архитектурным требованиям. Возникновение К. з. - закономерный результат историч. развития муз. культуры в кон. 17 - нач. 18 вв. Если в предшествующий период центрами исп. музыки были церкви, дворцы, придв. театры, аристократич. салоны, доступные лить для огранич. круга людей, то по мере развития бурж. общества конц. аудитория стала значительно расширяться, возникали конц. организации, устраивавшие регулярные выступления коллективов и солистов в помещениях купеч. и ремесленных гильдий, залах гостиниц и ресторанов, а также в помещениях оперных театров. Первый специализированный К. з. был построен в 1690 в Лондоне обществом «Концерты вокальной и инструментальной музыки». На протяжении 18 в. К. з. возникали во Франции, Голландии, Германии и ряде др. стран Европы; в их постройке принимали участие фирмы, издательства, муз. общества и др. организации. Широкое распространение получило строительство К. з. в 19 в. как следствие общего процесса демократизации муз. жизни, а также возникновения больших постоянно действующих оркестров. Это привело к увеличению размеров и вместимости залов (до 1,5-2 тыс. чел.). Одновременно вырабатывались архитектурные и акустич. нормы, соответствовавшие строит. технике того периода. В 20 в. продолжается интенсивное строительство К. з. Возводятся спец. помещения для камерных концертов, восстанавливаются и переоборудуются под К. з. старинные дворцы и замки, в ряде случаев в качестве К. з. используются церк. здания. Наряду с этим создаются большие К. з. (3 тыс. и более мест), где применяются новейшие достижения акустич. техники. Характерным становится переход от квадратной формы первых К. з. к прямоугольной или овальной, с эстрадой, чётко отделённой от зрит. рядов. В отд. случаях эстрада размещается в центре зала. Размеры совр. К. з. различны: камерные залы (до 500 мест) предназначаются гл. обр. для выступлений солистов, для сонатных вечеров и небольших инстр. и вок. ансамблей; большие залы (от 500 мест и более) - для выступлений симф. оркестров, хоров, песенных и хореографич. коллективов, а также ведущих солистов. Существуют также т.н. летние К. з., сооружаемые на открытом воздухе в виде амфитеатров с эстрадой-»раковиной» либо с местами для зрителей под лёгкой навесной крышей. Подобные залы строятся б. ч. в курортных местах и пригородных зонах крупных городов. Разнообразными К. з. обладают все совр. культурные центры мира. Большинство залов принадлежит филармониям, муз. обществам, консерваториям, проф. объединениям. К лучшим заруб. К. з. относятся К. з. Об-ва друзей музыки (Вена), Дома искусств им. Сметаны (Прага), «Атенеум» (Бухарест), «Болгария» (София), «Фестивал-холл» и «Альберт-холл» (Лондон), «Линкольн-сентер», «Карнеги-холл» (Нью-Йорк), «Консертгебау» (Амстердам), Западноберлинской филармонии, «Гаво», «Плейель» (Париж), «Консертхусет» (Стокгольм) и др. Первыми К. з. в России служили в 18 в. театр. залы, залы муз. клубов, учебных заведений (Смольного и Екатерининского институтов, Академии художеств в Петербурге, Моск. университета и др.), с 19 в. также помещения дворянских собраний Петербурга, Москвы и др. городов, где регулярно давались платные концерты. Во 2-й пол. 19 в. были построены большие К. з. при Петерб. и Моск. консерваториях, а позже и ряд спец. помещений в др. городах. После Великой Окт. социалистич. революции в К. з. были превращены помещения дворянских собраний (К. з. Ленингр. филармонии, Колонный зал Дома Союзов в Москве, зал Филармонии им. Н. В. Лысенко в Киеве и др.). Наряду со строительством новых К. з. спец. назначения (в Ереване, Таллине, Минске и др. городах) под К. з. переоборудуется ряд старых помещений, использовавшихся прежде в иных целях (Зал Энгельгардта - впоследствии Малый зал имени М. И. Глинки Ленингр. филармонии, Кремлёвский К. з. в Горьком, зал Домского собора в Риге и др.). Спец. К. з. существуют во всех столицах союзных республик и крупных культурных центрах. В 60 - нач. 70-х гг. получила распространение практика строительства т.н. комбинированных К. з., отличающихся повышенной вместимостью (от 3 до 6 тыс. чел.) и приспособленных как для концертов, так и для др. массовых мероприятий - конгрессов, театрализованных представлений, демонстраций кинофильмов (Кремлёвский Дворец съездов в Москве, киноконцертные залы «Октябрьский» в Ленинграде, «Октябрь» в Москве, «Украина» в Харькове и др.). Крупные К. з. сооружаются при больших гостиницах («Советская» в Москве и др.). К. з. в СССР имеют мн. уч. заведения, предприятия, обществ. организации (в т.ч. Всесоюзный дом композиторов в Москве), рабочие, сельские и студенческие дворцы и дома культуры, клубы. К. з. летнего типа построены в курортных городах - Сочи, Юрмала, Паланга и др. Наиболее крупные специализированные К. з. в СССР: Большой и Малый залы Моск. консерватории им. П. И. Чайковского, Колонный зал Дома союзов, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Государственный К. з. «Россия» в Москве, Большой и Малый залы Ленингр. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Малый зал им. М. И. Глинки Ленингр. филармонии, К. з. Азербайджанской консерватории (Баку), К. з. «Эстония» (Эстонской гос. филармонии в Таллине), К. з. Грузинской гос. филармонии в Тбилиси, К. з. филармонии в Казани, К. з. органной и камерной музыки в Кутаиси, К. з. театра «Ванемуйне» в Тарту, К. з. Дворца культуры «Украина» в Киеве, К. з. Дворца им. В. И. Ленина в Алма-Ате и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь