на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОРЕЛЛИ (Corelli) Арканджело (17 II 1653, Фузиньяно - 8 I 1713, Рим) - итал. скрипач, композитор и педагог. Обучался игре на скрипке у Дж. Бенвенути в Болонье. С 1670 чл. Болонской филармонич. академии. С 1671 жил в Риме, где изучал контрапункт у М. Симонелли. Работал церк. скрипачом, концертмейстером оркестра театра «Капраника», выступал во главе инстр. ансамблей. В 1681 был издан сб. трио-сонат ор. 1, положивший начало европ. славе К. В 1687-1690 возглавлял (маэстро ди музика) капеллу кардинала Б. Панфили, с 1690 - капеллу кардинала П. Оттобони, руководил его музыкальными концертами (академиями), вёл педагогическую деятельность. С 1710 прекратил публичные выступления. В конце 1712 покинул кардинальский дворец. Композиторское наследие К., состоящее исключительно из сольных и ансамблевых скрипичных произв., количественно невелико. К. подолгу вынашивал художеств. замыслы, отделывал сочинения до полного совершенства. Его сб. сонат для скрипки соло с басом ор. 5 и сб. concerti grossi op. 6 (изд. посмертно, 1714) являются ярчайшими образцами старинной предклассич. сольной скрипичной сонаты и оркестровой музыки. Этими произв. он как бы подвёл итог исканиям неск. поколений итальянский композиторов. То, что у предшественников К. было лишь смелой догадкой, технич. новшеством, приобрело в его творчестве законченный смысл, глубокое содержание, органичность формы. Круг муз. образов в его сонатах ещё недостаточно широк, порой ощущается нек-рая абстрактность муз. языка (гл. обр. в полифонич. частях «церковных» сонат). Но ясность и завершённость мысли, чеканность формы, а главное напевность его лучших произв. предвещают классич. искусство. Сб. сольных сонат К. - значит. веха в формировании инструментальной сонаты, а соncerti grossi заложили фундамент для развития симф. музыки. Они выявляют связь искусства К. с вековыми художеств. традициями Италии, с культурой итал. Возрождения. Произв. К. свидетельствуют о нар. истоках его музыки: «Пастораль» из concerto grosso No 8, заключит. «Фолья» из сб. сольных сонат и «В темпе гавота» из сонаты No 10 (Дж. Тартини избрал эту мелодию темой для своих 50 вариаций «Искусство смычка»). Последние 2 произв. (в обр. Ф. Крейслера) сохраняют популярность в концертном репертуаре скрипачей. Как виртуоз и педагог К. был основателем т.н. римской школы, положившей начало «золотому веку» итал. скрипичного искусства. В основе исполнит. мастерства К. лежало «искусство пения», ограниченное строгими рамками, идеалом являлась «связная», плавная игра. Современники отмечали яркую выразительность исполнения К., богатство и разнообразие оттенков. Среди его учеников - Ф. Джеминиани, П. Локателли, Дж. Б. Сомис и др.
Соч.: 4 сборника трио-сонат, ор. 1-4 (каждый по 12 произв., 1681, 1685, 1689, 1694); 12 сонат для скрипки и баса или чембало, ор. 5 (1700); 12 concerti grossi, op. 6 (1714).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь