на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОРТО (Cortot) Альфред Дени (26 IX 1877, Нион, Швейцария - 15 VI 1962, Лозанна) - франц. пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. В 1896 окончил Парижскую консерваторию по классу фп. у Л. Дьемера. В 1896-98 дирижёр-ассистент и хормейстер-репетитор в Байрёйтском театре. В 1902 организовал в Париже Об-во оперных фестивалей, в 1903 - Ассоциацию больших хор. концертов, в 1904 дирижёр и руководитель Нац. муз. общества, в 1904-07 - Об-ва популярных концертов в Лилле. Интенсивно концертировал (с 1896) как солист и ансамблист. С 1905 был участником трио (совм. с Ж. Тибо и П. Касальсом), получившего всемирную известность. В 1907-20 профессор Парижской консерватории (старший фп. класс). В 1918 (совм. с А. Манжо) основал «Эколь нормаль» (в 1920 был рук.), при которой вёл ежегодный т.н. курс интерпретации (исполнительские собрания концертирующих пианистов из разных стран); ученики: А. Казелла, Д. Липатти, К. Хаскил, И. Маркевич, М. Тальяферро, В. Перльмютер, Л. Леви, С. Франсуа и др. Как интерпретатор К. утверждал искусство больших мыслей и чувств, тяготел к романтизму; прославился гл. обр. исполнением произв. Ф. Шопена и Р. Шумана, а также К. Дебюсси и М. Равеля. Сила воздействия искусства К. определялась театральной приподнятостью трактовки, красотой и тембральным многообразием звучания, совершенством технич. мастерства. Однако его оригинальные трактовки мн. произв. были иногда спорными (ритмич. вольности, нарочитость фразировки). Сделал много записей на грампластинки (гл. обр. в 1920-30-е гг.). Гастролировал в СССР в 1936. Был ред. серии «Издания для работы» («Editions de travail»), посв. вопросам фп. исполнительства и включающей анализ фп. произв. романтиков (Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Мендельсон и др.). Автор работ по истории и теории пианизма.
Соч.: Principes rationnels de la technique pianistique, P., 1928; La musique francaise de piano, v. 1-2, P., 1930-32, v. 1, 1948, v. 2-3, 1948; Cours d'interpretation, redigй par J. Thieffry, v. l-2, P., 1934; Aspects de Chopin, P., [1949]; в рус. пер. - О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы, [сост., пер. ред. текста, вступ. статья и комментарии К. X. Аджемова], М., 1965.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь