на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОУЭЛЛ, Кауэлл ( Cowell) Генри Диксон (11 III 1897, Менло-Парк, Калифорния - 10 XII 1965, Шейди, Нью-Йорк) - амер. пианист, композитор и музыковед. Учился у Ч. Сигера в Калифорнии, Р. X. Вудмена в Нью-Йорке и у Э. фон Хорнбостеля в Берлине. Выступал в США и Европе как пианист, пропагандист новой амер. музыки. Один из первых представителей амер. авангардизма, К. экспериментировал (в ранних произв.) в области гармонии, инструментовки; применял необычные технич. приёмы: в фп. соч. - удары по клавишам кулаком или предплечьем, создающие «звуковой пучок» (tone cluster - «звуковой кластер», термин, введённый К.), щипки струн и др. Позднее пришёл к «эластичной» музыке (определение К.), используя принцип свободного перемещения целых фрагментов композиции (квартет No 3, 1934). В 1932 совм. с Л. С. Терменом сконструировал ритмикой - инструмент, воспроизводящий одновременно разл. ритмы; написал для ритмикона с оркестром пьесу «Ритмикана» (1931). Вместе с тем К. занимался собиранием и изучением кельтского муз. фольклора, на основе которого написал «Жигу» для оркестра, «Ирландскую сюиту» (1929), «Кельтский цикл» («Celtic Set», 1939), 4-ю симфонию (1946). Сделал обр. гимнов и песен У. Биллингса (в духе американских композиторов 18 в. Создал цикл гимнов и фугированных напевов). Увлечение амер. «сельской музыкой» отразилось в циклах для фп. с оркестром «Старинные американские сельские мелодии» («Old American country set», 1937), «Сказки нашей сельской местности» («Tales of our countryside», 1939) и др. После кругосветного путешествия (1956) создал «Персидский цикл» для камерного оркестра (1956), «Посвящение Ирану» («Homage to Iran», 1957), 13-ю симфонию «Мадрас» (1958), 2 концерта для кото с оркестром (1962, 1965) и др. соч., в которых стремился проникнуть в мир муз. культуры Ирана, Индии, Японии. Проявлял интерес к вост. музыке не только как композитор, но и как музыковед. К. отличался исключит. продуктивностью (более 1000 произв.). Преподавал в крупнейших муз. уч. заведениях США (среди учеников - Дж. Гершвин, Дж. Кейдж, Л. Харрисон). Был основателем (1927) и ред. (до 1936) ряда периодич. изданий. Член мн. организаций, связанных с распространением совр. музыки, основатель Панамер. ассоциации композиторов, чл. Нац. академии искусства и литературы (1951). К. - первый американский композитор, посетивший СССР (1928).
Соч.: опера - О'Хиггинс из Чили (1949, не законч.); балеты - Строительство Банбы (The building of Banba, 1922), Атлантика (1926); для орк. - 20 симфоний (гл. обр. программные; 1918-65, 20-я не законч.), увертюры - Аккуратная (Shipshape, 1939), Праздничная (Festival, для 2 орк., 1946), пьесы для симф., камерного и дух орк., в т.ч. - Синхронность (Synchrony, 1930), Сказки сельской местности (Tales of the countryside, 1941), Гимн и фугированный напев (Hymn and fuguing tune, 8 пьес, осн. на гимнах Биллингса, 1943-47), Бабушкина румба (Grandma's rumba, 1945), Музыка для оркестра (Music for orchestra, 1957), Антифония (Antiphony, 1959), Полифоника для 12 инструментов (1930); концерты с орк. - для фп. (1928), ударных (1958), Короткий концерт (Concerto brevis, для аккордеона, 1962), Маленький концерт (Concerto piccolo, для фп., 1942), гармоники (1960), аккордеона (1960), арфы (1965); соч. для бэнда; камерно-инстр. ансамбли - 7 параграфов для струн. трио (1925), фп. трио (1965), 5 струн. квартетов (1916-56), хоры, для фп. - Музыка для фортепьяно (Music pour piano, 1960), пьесы для органа, для клавесина. Лит. соч.: New musical resources, N. Y.-L., 1930; Charles Ives and his music, N. Y., 1955, 1969 (совм. с S. Cowell); La France et la musique occidentale, R., 1956; в рус. пер. - Влияние Востока на музыку Запада, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, [вып. 1], M., 1969.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь