на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КРАКОВ (Кrakow) - крупнейший (после Варшавы и Познани) муз. центр ПНР. 657 тыс. жит. (дек. 1973). На рубеже 11-12 вв. в К. был создан древнейший памятник культовой музыки - сб. григорианских песнопений «Liber usualis» («Pontificale»). В 13 в. упоминается первый польский композитор Винцент из Кёльц. К тому же времени относится исп. мистерий на польском яз. с музыкой; на рождественских праздниках с муз. представлениями выступали «жаки» (школяры) из университета, пелись колядки. В 14 в. возникли гильдии трубачей, которые трубили сигналы времени и тревоги, возвещали прибытие важных лиц и др. (в совр. К. сохранился обычай: на колокольне костёла Девы Марии трубач исполняет старинную мелодию «хейнал» - сигнал времени). В 14-16 вв., когда К. был столицей Польши, при дворе Ягеллонов существовала капелла, в которой служили лютнисты и исполнители на цитре, а также рус. гусляры, звучала светская вок. и инстр., а также церк. многогол. музыка a cappella (во время придв. богослужений) на лат. и польском языках. С 15 в. издавались произв. польских композиторов (включались в сборники вок. музыки наряду с соч. нидерл. полифонистов). Был опубликован также первый лат. трактат польского теоретика М. Щидловиты. В университете читался курс теории музыки. В 16 в. возникли муз. типографии М. Шарфенбергера, Л. Андрысовича и др., печатавшие сборники религ. песен и табулатуры. Была организована гор. капелла; работали строители органов (первые сведения об органах в соборах К. относятся к 13 в.). В 16 в. в корол. капеллах, состав которых стал шире и разнообразнее, служили наряду с видными польскими музыкантами (Вацлав из Шамотул, М. Гомулка, М. Леополита) венг. лютнист и комп. Б. Бакфарк, а также итал., франц., нем. и др. иностр. мастера. В нач. 17 в., в связи с переносом столицы в Варшаву, туда была переведена придв. капелла, и уровень муз. жизни К. снизился. Место придв. капеллы заняла епископская вок.-инстр. капелла, состоявшая гл. обр. из воспитанников школы иезуитов, которой на рубеже 16-17 вв. руководили итал. комп. А. Оргас и Ф. Лилиус, в 17 в. - польский комп. Б. Пенкель, в кон. 17 - нач. 18 вв. - Г. Горчицкий. В 17 в. епископская капелла исполняла и религ. произв. и муз. интермедии в спектаклях, в 18 в. - гл. обр. светскую музыку (для этой капеллы Я. Щуровским была написана первая польская симфония, 1740; рукоп. утеряна). На рубеже 16-17 вв. К. стал центром изготовления смычковых инструментов. Здесь работали М. Гроблич-старший, М. Добжицкий, Б. Кейхер и др. Существовал цех гор. музыкантов (преобразован из гильдии); издавались сборники гор. песен и религ. гимнов на польском яз. В 17 в. музыке учились в школах при монастырях и костёлах, а также в университете. В сер. 17 в. нашествие шведов затормозило развитие муз. жизни К. и лишь через столетие начался её новый подъём. В сер. 18 в. важное значение имела деятельность В. Сераковского, организатора первых публич. концертов (исполнялись гл. обр. кантаты); он основал также муз. школу, стремился к расширению круга учащихся. В 1764 открылась органная муз. школа, т.н. «Музыкальная бурса». В 1787 начал работать постоянный оперный театр. Австр. господство (после 3-го раздела Польши, 1795) препятствовало исп. польских произв. на конц. эстраде и в муз. театре. Выступали гл. обр. австр. воен. оркестр и хоры из австр. офицеров и чиновников (существовал и польский оркестр, но выступал лишь 1 раз в неделю). До 1805 муз. спектакли в постоянно действовавшем театре шли только на нем. яз. В 1809 здесь гастролировала труппа варшавского «Т-ра Народовы» под рук. В. Богуславского. В 1811-20 в полку нац. гвардейцев играла польская янычарская капелла (см. «Янычарская музыка»). Работавшие в К. в кон. 18 - нач. 19 вв. австр. и чеш. учителя музыки, мастера муз. инструментов, книгоиздатели и продавцы нотных изданий внесли вклад в муз. культуру города, особенно в муз. просвещение. Когда после Венского конгресса (1815) К. стал центром т.н. Краковской республики (1815-46), в конц. жизни наступило оживление. В 1817 образовалось Об-во друзей музыки, была создана Филармония с оркестром (рук. К. Новакевич) и хором (рук. и дирижёр В. Горончкевич). Концертировали скрипач К. Липиньский, а также Ф. Лист, певица А. Каталани; в сер. 19 в. - братья и сестра Студзиньские (скрипач Винценты, органист Пётр и певица Виктория), оперный дирижёр В. Шлягурский, пианист Ю. Любовский и др. В 1830-40-е гг. оперная труппа ставила произв. гл. обр. польских композиторов (выступала в зале на улице св. Яна; постоянного оперного театра в К. не было до 1945). В 1838 Ф. Мирецкий основал школу оперного пения, в 1841 (совм. с В. Горончкевичем) - общую муз. школу. После присоединения Краковской республики к Австро-венг. монархии (1846) преобладающим стало снова влияние венской музыки; исполнялись гл. обр. вальсы И. Штрауса. В конц. жизни господствовали австр. воен. оркестры. Польский репертуар включался лишь в программы немногих виртуозов (пианист Ю. Дулемба, скрипач Н. Бернацкий, гитарист С. Щепановский и др.). Среди краковских композиторов сер. 19 в. - В. и К. Крацеры (авторы песен и романсов), Ф. Мирецкий (его оперы ставились в Италии и Испании); Ю. Любовский И. Кшижановский, писавшие музыку для фп. С К. связана также деятельность ксёндза M. M. Мёдушевского, издателя польских колядок и пасторалей. Возрождение муз. жизни и утверждение нац. репертуара началось после 1860. Польская музыка исполнялась церк. хорами (в костёлах), хорами муз. обществ, воен. оркестрами. Дирижёром оперной труппы С. Дунецким (автор неск. опер) и его преемником К. Гофманом (отец пианиста И. Гофмана) поставлены оперы С. Монюшки и др. польских композиторов. В 1866 создано певческое общество «Муза», при котором организована муз. школа (директор В. Желеньский); с деятельностью этой школы и её оркестра (пропагандировал музыку классиков и романтиков) были связаны мн. видные музыканты К., в т.ч. австриец Й. Н. Хок (работал в К. до 1912). Увеличились обмен солистами с Варшавой, число гастролёров. С 1877 проводились еженедельные симф. концерты, а также концерты старинной польской музыки 16-18 вв. В 1882 создан постоянный гор. оркестр лёгкой музыки (рук. А. Вроньский, автор популярных мазурок и вальсов, «польский Штраус»). В 1888-1908 работали любительские оркестр и хоры «Сокол», «Лютня», «Академический хор», «Костёр» и др. В 1884-1914 оперной труппой поставлены почти все оперы Монюшки, X. Ярецкого, М. Солтыса, Желеньского и др. В 1908 возникло конц. бюро, которое пропагандировало новую европ. музыку, а также произв. композиторов группы, именовавшейся «Молодой Польшей» в музыке. На 2 муз. фестивалях в К. гастролировал Венский симф. оркестр под упр. Г. Фительберга. Стали развиваться муз. критика и музыковедение (З. Яхимецкий, Б. Валлек-Валевский и др.). В 1906 открылся конц. зал, в 1911 учреждена первая в Польше кафедра музыковедения в Ягеллонском университете (рук. З. Яхимецкий, позднее сотрудничал Ю. В. Рейс). 1-я мировая война 1914-18 задержала развитие муз. жизни К. После 1918 муз. школа преобразована в консерваторию (директор Желеньский, с 1921 - Валлек-Валевский); увеличилось число частных муз. школ; оперная труппа ставила новые оперы Т. Йотейки, Валлек-Валевского и др. польских композиторов. Начал выходить популярный журн. «Muzyka i Spiew». В период фаш. оккупации (1939-45) работал лишь Филармонич. оркестр, состоявший из польских музыкантов, но управляемый немецкий дирижёрами. После 1945, с установлением нар.-демократич. строя, начался процесс преобразования муз. культуры и создание её новых форм. Все муз. учреждения были национализированы. В К. стали работать мн. видные музыканты из разрушенной Варшавы. Открылись начальные и средние муз. школы. В Гос. высшей муз. школе (так с 1945 наз. все консерватории Польши) наряду с композиторским, теоретич. и исполнит. ф-тами организованы ф-ты муз. воспитания и издат. дела (единственный в Европе). Ректоры - З. Джевецкий, С. Лобачевская, Э. Уминьская, К. Пендерецкий, К. Мейер. Руководители кафедры музыковедения в университете - З. Яхимецкий, С. Лобачевская, В. Позьняк, с начала 70-х гг. - З. М. Швейковский. Широкую деятельность развернуло Польское муз. издательство (осн. Т. Охлевским, 1945), выпускающее старинную, классич. и совр. музыку, науч. труды польских музыковедов, популярные книги и брошюры, пед. литературу о музыке; вышло полное собр. соч. Ф. Шопена (18 тт.; продолжают публиковаться его вновь найденные соч.), фольклорные труды О. Кольберга (33 тт.). Работает Филармония им. К. Шимановского с симф. оркестром (рук. А. Марковский, С. Скровачевский, Е. Катлевич и др.); в 1959 создан Камерный оркестр Краковской филармонии. В 1945 открыты театры оперы и оперетты. При Польском радио организованы оркестр и хор (выступает также с оркестром филармонии); имеются многочисл. любительские хоры, самодеят. коллективы при Доме культуры, муз. клуб «Музыкальный очаг» металлургич. комбината Нова-Хута близ К. (ансамбль песни и танца). В 1970-е гг. в бывшем корол. замке Вавеле проводятся концерты польской старинной музыки. Союз композиторов К. организует концерты совр. польской музыки. В 20 в. в К. жили комп. А. Малявский, С. Вехович, И. Гаштецкая, в 1960 - сер. 70-х гг. работают Т. Махль, Б. Шеффер, К. Мошуманьская-Назар, К. Пендерецкий, А. Валяциньский и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КР..

КОЛЧИН

КОЛЬЕР

КОЛЯДА

КОНДАК

КОРЕНА

КОРНЕТ

КОРРЕТ

КОРСОВ

КОРТЕЗ

КОРТЕС

КОСМАН

КОСТИЧ

КОТТОН

КОУЭЛЛ

КОФЛЕР

КОЦИАН

КОЧАРИ

КОШНАЙ

КОЭЛЬЮ

КРАМЕР

КРАМПЕ

КРАНКО

КРАСЕВ

КРАСИН

КРАУЗЕ

КРЕМЕР

КРИГЕР

КРЫЛОВ

КРЮГЕР

КРЮКОВ

КУАНДО

КУАНЬЕ

КУАТРО

КУЗМИН

КУКЛЕС

КУКЛИН

КУЛИЕВ

КУЛИСА

КУЛЛАК

Музыкальный словарь ver16