на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КРЕЙСЛЕР (Кreisler) Фриц (2 II 1875, Вена - 29 I 1962, Нью-Йорк) - австр. скрипач и композитор. Учился с 4 лет у отца - скрипача-любителя, затем у концертмейстера Ж. Обера. Окончил Венскую консерваторию по классу скрипки у Й. Хельмесбергера-младшего (1885) и Парижскую консерваторию у Ж. Л. Массара (1887). По композиции - ученик Л. Делиба. В 1888 гастролировал с пианистом М. Розенталем в США. Возвратившись в Вену, изучал гуманитарные науки, был на воен. службе. В 1893 возобновил исполнит. деятельность концертами в Москве. Выступления в Берлине (1899) положили начало «эпохе Крейслера» в мировом скрипич. искусстве. К. гастролировал во многих странах, в том числе неоднократно в России (до 1913). В 1905 опубликовал «Классические рукописи» («Кlassische Manuscripte») - серию пьес для скрипки с фп., изданные под видом обработок произв. композиторов 17-18 вв.: Ф. Куперена, Л. Франкёра, Л. Пуньяни, Л. Боккерини и др. В 1935 признал, что эти пьесы являются его собств. композициями. В 1915-24 жил гл. обр. в США, в 1924-32 в Берлине; после захвата власти фашистами - в 1933-39 в Париже, с 1939 в Нью-Йорке, где в 1941 в результате несчастного случая был тяжело ранен. В 1942 начал вновь выступать. В 1947 оставил концертную эстраду. Творч. деятельность К. составила одну из значительнейших эпох в истории скрипич. искусства. Представитель австр. демократич. культуры, К. создал глубоко индивидуальный исполнительский и композиторский стиль. Отразив в своём искусстве художеств. традиции и муз.-бытовые черты старой Вены, восходящие к временам «королей вальсов» Й. Ланнера и Штраусов, он вместе с тем творчески претворил совр. художеств. веяния. В историю скрипич. искусства К. вошёл как проникновенный поэт звука и один из величайших виртуозов-колористов, способ- ствовавший формированию совр. исполнит. стиля, обогативший скрипич. игру новыми выразит. и технич. приёмами, давший новое истолкование мн. произв. классич. музыки. Игра К. отличалась особой певучестью, редкой тембровой красочностью (для него типично интенсивное вибрато не только в кантилене, но и при исполнении технич. пассажей, широкое использование portamento), своеобразной «танцевальностью» и остротой акцентировки, свободным применением игры rubato, декламационной приподнятостью. Как композитор К. - мастер муз. миниатюры и транскрипции. Элементы музыки венского вальса, ритмы испан. и венг. танцев, стилизация старинной франц. и итал. музыки, веяния негр. фольклора, джаза - таков диапазон муз. образов скрипич. миниатюр К. Они отличаются мелодич. свежестью, изяществом, изысканностью гармонии, тонкой разработкой скрипич. фактуры и фп. сопровождения. Лучшие из них - «Венский каприс», вальсы «Радость любви» и «Муки любви», «Прекрасный розмарин», «Китайский тамбурин», «Сицилиана и Ригодон» в стиле Л. Франкёра, «Прелюд и Аллегро» в стиле Г. Пуньяни и мн. др. - шедевры жанровой пьесы, равно как и его транскрипции пьес В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. К. начал часто исполнять в программах концертов скрипич. миниатюры (до него небольшие пьесы обычно исполнялись только на бис). В своих редакциях, обработках классич. произв., как и в виртуозных каденциях, К. стремился к упрощению технич. трудностей без ущерба для полноты и блеска звучания инструмента, к обогащению гармонич. фактуры. Миниатюры, транскрипции, обработки, редакции и каденции К. положили начало обновлению конц. репертуара скрипачей, вошли в исполнительскую практику, оказав громадное влияние на совр. скрипич. искусство. К. - автор популярных оперетт «Цветы яблони» («Apple Blossoms») (1920, вместе с В. Якоби, Нью-Йорк) и «Зизи» (пост. Вена, 1932), струн. квартета.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КР..

КОМБАРЬЁ

КОМРАКОВ

КОНКУРСЫ

КОНТСКИЙ

КОРГАНОВ

КОРДАВУН

КОРНЕМЮЗ

КОРНИЛОВ

КОРРЕНТЕ

КОРСАКОВ

КОССОТТО

КОТИЛЬОН

КОТЛЯРОВ

КОТРУБАШ

КОЧЕРГИН

КОЧЕТОВА

КРАКОВЯК

КРАМАРОВ

КРАСОТОВ

КРЕЙТНЕР

КРЕСАНЕК

КРИВЧЕНЯ

КРУСЕЛЛЬ

КРУЧИНИН

КРЫЖАЧОК

КСЕНАКИС

КСИЛОФОН

КУБАЦКИЙ

КУЗНЕЦОВ

КУЗЬМИНА

КУКУЗЕЛЬ

КУЛЬТРУН

КУРБАНОВ

КУРБАТОВ

КУРДЮМОВ

КУРОЧКИН

КУСМАКЕР

КУУЛБЕРГ

КУШНАРЁВ

Музыкальный словарь ver16