на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КРЕЙЦЕР (Кreutzer) Родольф (16 XI 1766, Версаль - 6 I 1831, Женева) - франц. скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Происходил из нем. семьи. Сын скрипача. Ученик А. Стамица. Дебютировал в Париже в 13-летнем возрасте в «Духовных концертах», исполнив свой скр. концерт. С 1783 первый скрипач корол. капеллы, с 1790 также солист «Театр Итальен» (Париж). С 1791 гастролировал в Италии, Германии, Голландии, Австрии. С 1801 солист оркестра (преемник П. Роде), до 1816 также второй, с 1817 первый капельмейстер «Корол. академии музыки и танца». С 1802 камер-виргуоз двора Наполеона I, с 1815 - Людовика XVIII. С 1795 профессор Парижской консерватории (среди его учеников Ш. Ф. Лафон). В 1826 оставил музыкальную деятельность. Наряду с Роде и П. Байо К. - основатель классич. скр. школы Парижской консерватории. Его игру, близкую по духу и стилю Дж. Б. Виотти, высоко ценил Л. Бетховен, посв. ему свою сонату для скрипки и фп. ор. 47 (т.н. «Крейцерова соната»). Написанная К. совм. с Роде и Байо «Скрипичная метода» («Methode violon», нач. 1800-х гг.) и его сб. «42 этюда или каприса» («42 Etudes ou Caprices») положили начало новому направлению в скр. педагогике. Сб. этюдов К. - классич. образец этого жанра, занимающий видное место в процессе формирования техники скрипача. Среди др. соч. (15 струн. квартетов, 15 струн. трио, дуэты, сонаты, вариации и др.) выделяются 19 скр. концертов, некоторые из них используются в совр. пед. практике. К. был также плодовитым оперным композитором. Создал более 40 опер (первая - «Жанна Д'Арк в Орлеане», 1790), шедших с успехом на сценах парижских театров, но вскоре забытых (лучшая - «Лодоиска», пост. 1791). Брат и ученик К. - Август К. (3 IX 1778, Версаль - 31 VIII 1832, Париж). С 1798 скрипач оркестра театра «Опера комик», в 1802-23 - «Корол. академии музыки и танца», а также придв. оркестра в Париже. С 1826 профессор Парижской консерватории (преемник брата). Автор скр. произв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь