на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КРОН (Кrohn) Ильмари Хенрик Рейнхольд (8 XI 1867, Хельсинки - 25 IV 1960, там же) - фин. музыковед и композитор. Чл. Фин. АН (1922) и Швед. академии музыки (1926). Учился композиции у Р. Фалтина в Хельсинки (1885-86), у Г. Шрека и К. Рейнеке в Лейпцигской консерватории (1886-90); совершенствовался у В. Бауснерна (инструментовка) в Веймаре. В 1894-1905 (с перерывами) служил церк. органистом в Тампере, в 1911-44 - в Хельсинки, где преподавал теорию музыки в консерватории (1900-01, 1905-07, 1914-16) и филармонич. уч-ще (1904-14), университете (1918-35), Ин-те церк. музыки (1923-30 и 1933-44). Опубликовал описание изобретённого им акустич. гармониума («Кrohns System», 1906). Был членом мн. муз. обществ, основал журн. «Säveletär». Автор статей о произв. Р. Вагнера, Дж. Пуччини («Баттерфляй»), об А. Брукнере, Я. Сибелиусе, теоретич. работ о совр. музыке. Как композитор тяготел к крупной форме, религиозной тематике («Псалмы Давида» в стиле григорианского пения); воплощал свои замыслы в монументальных образах. Издал сборники фин. нар. песен «Suomen Кansan sävelmiд» (т. 1-3, 1893-1933). Принципы каталогизации нар. песен, разработанйые К., имели значение для фольклористики др. стран; были восприняты и развиты Б. Бартоком и его школой. Написал мемуары (1951).
Соч.: опера - Всемирный потоп (Tuhotulva, 1928. Хельсинки); оратории - Вечные сокровища (Ikiaartehet, 1912), Победители (Voittajat, 1935); для орк. - симфония (1921), увертюра Буря (Der Sturm, 1890), сюита Весна (Кevät - La primavera, 1892); инстр. пьесы; хоры (ок. 140); песни, романсы; музыка для драм. театра. Лит. соч.: Ьber die Art und Entstehung der geistlichen Volksmelodien in Finnland, Hels., 1899 (Diss.); De la mesure а 5 temps dans la musique populaire finnoise, P., 1900; Musiikin teorian oppijakso, vihko 1-5, Porvoo, 1914-37; Der Formenbau in den Symphonien von Jean Siebelius, Hels., 1942; Der Stimmungsgehalt der Symphonien von Jean Sibelius, nide [1-2], Hels., 1945-46; Anton Bruckners Symphonien, nide [1-3], Hels., 1955-57.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь