на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КРУГЛИКОВ Семён Николаевич [25 V (6 VI) 1851, Москва - 9 (22) II 1910, там же] - рус. муз. критик. Занимался на физико-математич. ф-те Моск. университета, затем в Ин-те путей сообщения в Петербурге. Изучал теорию музыки под рук. Н. А. Римского-Корсакова (сохранил с ним дружеские отношения до конца жизни) и А. К. Лядова. В 70-х гг. принимал участие в работе Бесплатной музыкальной школы. С 1881 преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общества (в 1898-1901 его директор) и тогда же начал выступать в печати. Среди его учеников - Вас. С. Калинников, в жизни и творчестве которого К. сыграл значит. роль. Как муз. критик сотрудничал в ряде моск. газет: «Современные известия», «Новости дня», «Русское слово» и др. Заведовал муз. отделом журн. «Артист» (1889-95). В 90-х гг. был муз. консультантом Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова и оказал большое влияние на её репертуарную линию. В своей критич. деятельности К. отстаивал идеи и творчество композиторов «Новой русской музыкальной школы». Он был одним из первых последовательных защитников и пропагандистов произв. М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Римского-Корсакова в Москве. В 80-х гг. его суждения отличались свойственной балакиревскому кружку односторонностью. Заметное влияние на взгляды К. оказал Ц. А. Кюи. Это сказалось в предвзятом отношении К. к творчеству П. И. Чайковского, С. И. Танеева, в недооценке классич. наследия 18 в. Позже К. отказался от полемич. крайностей, его позиции стали более широкими и объективными. Признаваясь в своих возрастающих симпатиях «к старости и к старому», он одноврем. приветствовал и многое из новых явлений в искусстве нач. 20 в. На этой почве К. открыто расходится с Кюи, предостерегая его от преждевременных отрицат. приговоров. К. поддержал организацию Вечеров современной музыки в Москве (1909). Вместе с тем он не был всегда достаточно последователен в своих суждениях, в них часто сказывалась субъективная ограниченность его вкусов. Обширное критич. наследие К. - ценный источник для изучения моск. муз. жизни кон. 19 - нач. 20 вв.
Соч.: «Снегурочка», опера Н. Римского-Корсакова, «Музыкальное обозрение», 1885, No 8, 10; «Евгений Онегин», опера П. И. Чайковского, «Артист», 1889, кн. 2, с. 73-81; Мусоргский и его «Борис Годунов», там же, 1890, кн. 5, с. 117-28; «Князь Игорь», опера, слова и музыка А. П. Бородина, там же, 1890, кн. 4, с. 165-81; Сложные формы в искусстве. (К вопросу о задачах оперы), там же, 1893, кн. 3, с. 76-87, кн. 4, с. 52-67; «Вражья сила» Серова, там же, 1893, кн. 11, с. 54-62; «Вильям Ратклифф», опера Ц. А. Кюи, там же, 1894, кн. 2, с. 161-74, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь