на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КУПЛЕТ (франц. couplet) - раздел (часть) песни, включающий одну строфу поэтич. текста и одно проведение мелодии (напева). К. повторяется далее с новыми строфами текста точно или с какими-либо изменениями. В результате образуется т.н. куплетная форма, к-рая лежит в основе строения большинства нар. песен мн. стран, а также мн. произведений проф. музыки, относящихся к песенному жанру. Периодич. муз. структура соединяется в куплетной форме с постоянным обновлением текста, порой сочетающимся с периодич. возвратами к одной и той же строфе - припеву. В этом случае куплет делится на два раздела - запев и припев. Очень распространено исполнение запева солистом, а припева хором (или первый раз солистом, а затем хором). Куплет структуры запев-припев чаще всего образует простую двухчастную форму (пример - Гимн Советского Союза). Встречается и форма периода неповторного строения; в этом случае запев образует 1-е, а припев - 2-е его предложение, во мн. случаях повторяющееся (пример - революц. песня «Смело, товарищи, в ногу!»). Музыка К. при повторении может меняться. В рус. нар. песне, напр., некоторым изменениям может подвергаться как мелодия, так и сопровождающие её подголоски. Это связано с импровизац. природой нар. исполнения. Песня при исполнении каждый раз как бы создаётся заново, и каждый исполнитель вносит в её создание долю своей личной инициативы. В проф. музыке изменения в куплетах могут быть трёх видов: варьирование сопровождения без изменения мелодии (пример - песня Варлаама «Как во городе то было во Казани» из оперы Мусоргского «Борис Годунов»; оркестр здесь отмечает характерные особенности содержания каждой строфы текста): варьирование мелодии, соответствующее развитию поэтич. сюжета, без существ. изменений в сопровождении (пример - песня Шуберта «Гретхен за прялкой»; в каждом из 3 куплегов композитор, воплощая чувство скорби, создаёт более напряжённые по выразительности фразы, достигает более высокой кульминации, фактура же сопровождения остаётся в основном без изменений); изменения и в мелодии, и в сопровождении (пример - романс Чайковского «Я ли в поле да не травушка была»). Варьирование куплетов приводит к куплетно-вариационной форме; коренясь глубоко в толщах нар. песни, оно питает самые распространённые типы развития в музыке - вариационный и вариантный (см. Вариации). В. П. Бобровский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь