на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КУРТ (Кurth) Эрнст (1 VI 1886, Вена - 2 VIII 1946, Берн) - швейц. музыковед-теоретик. Учился в Вене у Р. Гунда (муз. теория, фп.) и Г. Адлера (музыковедение). В 1908 защитил диссертацию «Стиль опер-сериа Глюка до ?Орфея?», за к-рую получил степень доктора философии. Преподавал в Виккерсдорфе (Швейцария), с 1912 - в Берне (с 1920 профессор музыковедения университета) Муз.-эстетич. взгляды К. сложились под влиянием идеалистич. философских учений А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. К. рассматривал музыку не как своеобразную форму художеств. отражения действительности, но как «психические напряжения», лишь «проецирующиеся» на материю, на «временную и пространственную сторону явления». В соответствии с учением Шопенгауэра он полагал, что эти «психические напряжения» не вторичны по отношению к силам физич. и органич. природы, но, как и они, представляют объективизацию некоей первичной силы - воли. Из философии Гартмана К. заимствовал понятие бессознательного; он утверждал, что «все в музыке возникает из тоски по бессознательному». К. постоянно оперирует также понятиями «сила» и «энергия», трактуя их, однако, вне соответствующего материального субстрата. Этим определяется противоречивость муз.-эстетич. взглядов К. Несмотря на эту противоречивость, труды К, базирующиеся на тщательном исследовании огромного муз. материала, представляют большую науч. ценность и принадлежат к числу крупных достижений зап. музыковедения 1-й трети 20 в. Существ. вклад К. внес в изучение мелодия, линии, её динамики. К. считал, что закономерности развития линии ярче всего проявились в стиле И. С. Баха, в музыке которого свободное и широкое дыхание мелодии не подчинено расчленяющему действию гармонич. кадансов и метроритмич. группировки, как в соч. венских классиков. Эти взгляды выражены К. в его капитальном труде «Основы линеарного контрапункта» (1917), имеющем подзаголовок «Мелодическая полифония Баха». Одно из ведущих понятий, выдвинутых в этой выдающейся по аналитич. мастерству работе, - понятие мнимой полифонии, возникающей внутри одноголосной линии и во многом определяющей ее логику (в советский музыковедении чаще применяется равнозначный термин «скрытая полифония»). Если мелодию К. уподобляет «кинетической энергии», то гармонию - «потенциальной», т.к. по К. выразительная сущность аккордов обусловливается тяготениями тонов, их стремлением к движению. Гармонич концепция К. раскрылась наиболее полно в капитальном исследовании - «Романтическая гармония и ее кризис в ?Тристане? Вагнера». В нём К. прослеживает важнейшие линии эволюции гармонич. яз. и мышления в зап. музыке 19 в. и при этом блестяще анализирует (вопреки своим идеалистам, и абстрактным общим установкам) конкретную муз. выразительность мн. эпизодов из произв. Р. Вагнера и др. композиторов; осн. мысль книги: одновременное усиление экспрессивной (выразительной) и импрессивной (красочной) сторон гармонии достигает в «Тристане» Вагнера критич. точки, после чего эти стороны уже не могут составлять единства и дают начало разным стилевым направлениям - экспрессионизму и импрессионизму. К. резко критикует статич., метафизич. представления о муз. форме. Его воззрения в этой области наиболее последовательно изложены в 2-томной монографии об А. Брукнере, 2-й том которой содержит анализ всех его симфоний с новой (по сравнению с концепциями предшествующих теоретиков), «динамич.», точки зрения. В «Музыкальной психологии» К. стремится к психологич. обоснованию своих эстетич. взглядов и в то же время выдвигает ряд важных положений, касающихся восприятия музыки, в т.ч. вызываемых музыкой пространственных ассоциаций. По своему процессуально-динамич. подходу к явлениям муз.-теоретич. концепция К., содержащая элементы стихийной диалектики, родственна концепции Б. В. Асафьева, хотя и не поднимается до лежащих в её основе тезисов о социальной обусловленности муз. искусства и об интонационной природе музыки, определяющей её материальный субстрат.
Соч.: Der Stil der Opera seria von Gluck bis zum «Orfeo», «Studien zur Musikwissenschaft», 1913, [Jahrg. 1]; Die Voraussetzungen der theoretischen Harmonik und der tonalen Darstellungssysteme, Bern, 1913; Grundlagen des linearen Кontrapunkts. Bachs melodischer Polyphonie, Bern, 1917, 1956 (рус. пер. - Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, с предисл. и под ред. Б. В. Асафьева, М., 1931); Romantische Harmonik und ihre Кrise in Wagners «Tristan», Bern-Lpz., 1920, В., 1923, Nachdruck, Hildesheim, 1968 (рус. пер. под ред., с предисл. и коммент. М. Этингера, М., 1975); Bruckner, Bd 1-2, В., 1925; Musikpsychologie, В., 1931, Bern, 1947; Кritische Bemerkungen zum V. Кapitel der «Ars cantus mensurabilis» des Franko von Кцln, в сб.: Кirchenmusikalisches Jahrbuch, Jahrg. 21, Regensburg, u. a., 1908; Zur Motivbildung Bachs, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 14, В., 1917.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КУ..

КИНО

КИПП

КЛАС

КЛОЦ

КЛЮЧ

КОДА

КОЗА

КОКА

КОЛО

КОСТ

КОТО

КОХА

КОША

КОЭН

КРАМ

КРОН

КРОО

КУБА

КУЗА

КУРЦ

КУСС

КЫЯК

КЬОС

ЛЁВЕ

ЛАЛО

ЛАМИ

ЛАММ

ЛАНГ

ЛАУБ

ЛАУТ

ЛЕВИ

ЛЕКЁ

ЛЕНЦ

ЛЕОН

ЛЕУВ

ЛИГА

ЛИЛЛ

ЛИНД

ЛИПС

Музыкальный словарь ver16