на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КУХАЧ (Кuhac; до 1871 Кох, Кoch) Франьо Ксавер (20 XI 1834, Осиек, Далмация - 18 VI 1911, Загреб) - хорв. музыковед, фольклорист, композитор (Югославия). С юношеских лет собирал нар. песни. В 1854 окончил Нац. консерваторию в Пеште, где учился у Ф. Эркеля и А. Маркса (фп.), изучал композицию и контрапункт под рук. К. Терна. В 1856 посетил Лейпциг и Веймар, некоторое время был учеником Ф. Листа; по его совету продолжал занятия на фп. в Вене у К. Черни, с которым изучал чеш. нар. песни. С 1858 жил в Осиеке, давал уроки фп. игры. В 1859-71 ежегодно участвовал в фольклорных экспедициях в р-нах Балкан, населённых слав. народами, а также в Венгрии, Австрии, Сев. Италии. С целью пропаганды слав. музыки осн. в Осиеке Певч. общество. С 1871 работал в Загребе. К. был разносторонним муз. учёным, крупнейшим фольклористом, знатоком слав. муз. культур. Им был заложен науч. фундамент хорв. муз. этнографии, историографии, публицистики и критики. Он первым поставил на науч. основу собирание и изучение нар. песен. Опираясь на т.н. сравнит. метод, К. раскрыл осн. закономерности и специфич. черты хорв. муз. фольклора. Им были созданы исследования о жизни и деятельности хорв. музыкантов эпохи иллиризма, остающиеся важным источником биографич. и библиографич. сведений. Ряд его работ посв. связям творчества Дж. Тартини, Й. Гайдна и Л. Бетховена с хорв. нар. музыкой. Среди исследований К. по муз. этнографии выделяется капитальный труд, который принёс К. междунар. известность: «Южнославянские народные песни» (4 тома, 1600 песен) - сб. записей в гармонизации К., сыгравший важную роль в возрождении нац. направления в хорв. музыке после эпохи иллиризма и оказавший влияние на развитие всей югослав, музыки; в работе «Материалы к истории южнославянской музыки» дано ценное описание и история нар. инструментов юж. славян. К. проявлял глубокий интерес к рус. и укр. муз. культурам: высоко ценил творчество М. И. Глинки, указывал на достоинства сборника укр. нар. песен, записанных Н. В. Лысенко. Опубликовал воспоминания «Мой труд» («Moj rad», 1904). Автор муз. произв.
Соч.: Prilog za poviest glasbe juznoslovjenske (Opis i poviest narodnih glazbala juznih Slovena), «Rad Jugoslavenske akademije znanosti 1 umjetnosti», 1877, kn. 38, 39, 41; 1878, kn. 45; 1879, kn. 50; 1882, kn. 62-63; Juzno-slovjenske narodne pogievke, kn. 1-4, Zagreb, 1878-81, kn. 5, Zagreb, 1941; Josip Haydn i hrvatske pucke popievke, «Vienac», 1880, No 13-29; Vatroslav Lisinski i njegovo doba, Zagreb, 1887, 904; Ilirski glazbenici, Zagreb, 1893, Beethoven i hrvatske narodne popievke, «Prosvjeta», 1894, No 17-19, Josip Tartmi i hrvatska pucka glazba, там же, 1898, No 1-3, Osebine narodne glazbe narocito hrvatske, «Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti», 1905, No 160, 1908, No 174, 1909, No 176 и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь