на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КЮ - кирг. нар. инстр. пьесы, исполняемые на комузе, кыяке, сурнае. Наиболее развиты пьесы для комуза. К. обычно программны. В них находят воплощение темы эпич. сказаний, легенд, историч. событий, картин природы - «Семетей-К.» (имя эпич. героя), «Кетбука» (имя монг. хана), «Ала-Тоо» (назв. горного хребта). Большой популярностью пользуются К., повествующие о явлениях сов. действительности: «Колхозный камбаркан», «Женит» («Победа»), «Жаш тилек» («Молодая мечта»). Для К. характерна импровизационное исполнения. В его основе - одна или неск. небольших тематич. попевок, которые подвергаются активному вариантно-вариационному развитию. В К. встречаются 2-, 3-частные рондообразные формы. Применяются диатонич. лады, наиболее употребительны миксолидийский и ионийский. Часто используются узкообъёмные лады мажорного наклонения с субквартой. В отличие от казахских кюйев, с которыми они имеют много общего, для кирг. К. пентатоника не свойственна. Большинство К. имеет активный динамический характер, обусловленный ритмич. чёткостью и импульсивностью. Часто к концу исполнения темп ускоряется; в процессе развития размер меняется. К. бывают двухголосны и трёхголосны, господствует верхняя мелодич. линия, второй и третий голоса выполняют, как правило, функцию органного пункта. Эпизодически используется движение параллельными квартами или квинтами. Наиболее употребительны жанровые разновидности К.: камбаркан, ботой, шынгырама и кербез. Часто к этим традиционным названиям жанров добавляются словесные определения, конкретизирующие содержание К., напр.: «Салтанат камбаркан» («Торжественный камбаркан»), «Жаш кербез» («Молодёжный кербез»). Исполнит. культура К. имеет давние традиции. В 19-20 вв. были известны певцы-музыканты: Куренкей, Белек, Ниязалы, Мураталы, Токтогул. В сов. время инструментальное искусство получило дальнейшее развитие в творчестве нар. музыкантов: К. Орозова, И. Туманова, А. Огонбаева, Ш. Шеркулова. Мн. К. служат основой рапертуара Кирг. оркестра нар. инструментов им. К. Орозова. Для него сочиняют и проф. композиторы: Н. Давлесов («Жол-жорго» - «Иноходец»), К. Молдобасанов («Комуз-К.»). Муз. темы К. широко претворяются в творчестве проф. кирг. композиторов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь