на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛАПИЦКИЙ (псевд. Михайлов) Иосиф Михайлович [16 (28) I 1876, Минск - 5 XI 1944, Москва] - сов. оперный и драм. режиссёр, муз.-обществ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1936). В 1897 окончил уч-ще правоведения в Петербурге. С детских лет пел в хоре, играл в оркестре, был режиссёром школьных и любит. спектаклей. В 1897-1900 артист и режиссёр драм. труппы М. А. Саблиной-Дольской, в 1900-01 в Мюнхене - в труппе Э. Поссарта. В 1903 дебютировал в МХТ; по совету К. С. Станиславского перешёл на режиссёрскую работу. Был режиссёром оперного театра Солодовникова (1903-06, с 1904 худ. рук.), Большого театра (Москва, 1906-08), петерб. Нар. дома (1908-12). В 1912 основал в Петербурге Театр музыкальной драмы (директор и худ. рук.). В 1920-22 работал в Москве в коллегии Центротеатра, был режиссёром Моск. театра муз. драмы. В 1921, 1924-25, 1927-28 директор и режиссёр Большого театра, в 1923-24 рук. оперных трупп бывших Мариинского и Михайловского театров в Ленинграде; в 1925-27 работал на Украине. В 1930-37 режиссёр-постановщик на Радио в Москве. В последующие годы возглавлял оперный театр в Харькове (1938-39), был худ. рук. Донецкого муз. театра (1940-43). Творч. деятельность Л. оставила заметный след в истории муз. театра. Реформатор, смелый экспериментатор, оригинально мыслящий художник, Л. был видным организатором, активным строителем сов. муз. театра. Его новаторские поиски открыли новую страницу в истории оперной режиссуры. Расцвет творч. деятельности Л. связан с Т-ром муз. драмы. В основе его режиссёрского метода лежало стремление оправдать сценич. действие, максимально приблизить оперный спектакль к жизненной правде. Хотя борьба с разл. условностями на оперной сцене и приводила Л. порой к пренебрежению муз. спецификой оперы, к излишним натуралистич. подробностям, лучшие его работы отмечены оригинальностью художеств. замысла, свежестью прочтения оперной партитуры, остротой её сценич. «видения» и воплощения, художественно цельным ансамблем, реалистич. массовыми сценами. Среди наиболее интересных пост. Л. в Т-ре муз. драмы -»Евгений Онегин» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1912), «Кармен» (1913), «Пиковая дама», «Снегурочка» (1914), «Аида», «Севильский цирюльник»; «Каменный гость» Даргомыжского (1915), «Черевички» Чайковского, «Иоланта», «Парсифаль» (1916) и др., в Большом театре -»Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1908), «Король забавляется» («Риголетто», 1925), «Хованщина» (1928), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1929), в Укр. театре оперы и балета - «Тихий Дон» (1936); «Щорс» Лятошинского (1938). Автор статей о реформе оперного театра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь