на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛЕКОК (Lecocq) Александр Шарль (3 VI 1832, Париж - 24 X 1918, там же) - французский композитор. В 1849-54 учился в Парижской консерватории у Ф. Э. И. Вазена (гармония), Ф. Галеви (композиция), Ф. Бенуа (орган). Во 2-й пол. 50-х гг. преподавал игру на фп., выступал как органист. В 1857 дебютировал как композитор опереттой «Доктор Миракль» (разделил 1-ю пр. с Ж. Бизе на конкурсе, объявленном Ж. Оффенбахом). Однако долгое время произв. Л. не пользовались успехом. Известность принесла ему оперетта «Чайный цветок» («Fleur de thй», 1868, театр «Атенеум»). Наряду с Оффенбахом Л. - крупнейший мастер франц. оперетты. Пародийно-сатирич. направленность, присущая произв. Оффенбаха, смягчена у Л. жанровыми элементами, лирикой. Среди его лучших соч. - «Дочь мадам Анго» (1872), «Жирофле-Жирофля» (1874), «Али-Баба» (1887). Оперетты Л. своей лиричностью, юмором приближаются к бытовой комедии и развивают традиции франц. комич. оперы. Наряду с увлекательностью интриги, остротой комич. ситуаций, его произв. присущи цельность, ясность формы, тщательность в отделке деталей, яркая характеристичность действующих лиц, точное воссоздание колорита эпохи (часто использует историч. сюжеты). Музыка Л. отличается мелодич. богатством, лирич. проникновенностью, рельефностью танц. ритмов. Композитор проявляет тонкое знание вок. специфики. В поздних опереттах преобладают стандартные решения, черты ремесленничества, хотя и здесь встречаются талантливые страницы. Оперетты Л. пользовались популярностью в России. В 20-х гг. на сцене сов. театров с успехом были пост. «Дочь мадам Анго» (муз. рук. Вл. И. Немирович-Данченко, реж. В. В. Лужский, 1920, Муз. студия МХТ), «Жирофле-Жирофля» (пост. А. Я. Таирова, 1922, Камерный театр, Москва) и др.
Соч.: опера - Плутон (1886, театр «Опера комик», Париж); балеты - Синяя Борода (Barbe bleu, 1898), Лебедь (Le cygne, 1899, театр «Опера комик», Париж); оперетты (св. 50), в т. ч. При закрытых дверях (Huis clos, 1859), Поцелуй у двери (Le baiser а la porte, 1864), Лилиан и Валентин (1864), Кабачок Рампонно (Le cabaret de Ramponneau, 1867), Гандольфо (1869), Сто дев (Les cent vierges, 1872; шла также под назв. Зелёный остров), Дочь мадам Анго (La fille de madame Angot, 1872, Брюссель), Жирофле-Жирофля (1874, там же), Помпон (1875), Маленькая новобрачная (La petite Mariee, 1875), Маленький герцог (Le petit duc, 1878), Камарго (1878), Большой Казимир (Le grand Casimir, 1879), Прекрасная персианка (La jolie persane, 1879), Маленькая барышня (La petite mademoiselle, 1879), День и ночь (Le jour et la nuit, 1881), Сердце и рука (Le coeur et la main, 1882), Принцесса Канарских островов (La princesse des Canaries, 1883), Синяя птица (L'oiseau bleu, 1884), Светская жизнь (La vie mondaine, 1885), Али-Баба (1887, Брюссель), Голубятня (La voliere, 1888, Париж), Нинетта (1896), Коварная любовь (Ruse d'amour, 1898), Спящая красавица (La belle au bois dormant, 1900); хоры, фп. пьесы и романсы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь