на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЛОНДОН (London) - столица Великобритании. Ок. 7,2 млн. жит. (1974). Один из старейших муз. центров Европы. Зарождение муз. жизни в Л. относится к кон. 11 - нач. 12 вв. В 11-14 вв. муз. жизнь сосредоточивалась в основном в Вестминстере, где находилась корол. резиденция. При дворе существовали постоянная Корол. капелла (впервые упоминается в 1135), к-рая выступала в соборе св. Стефана, Сент-Джеймсском дворце и соборе св. Павла в дни придв. и религ. торжеств, а также Корол. домашняя капелла, сопровождавшая короля в его путешествиях. Придв. вахтенный трубач подавал сигналы времени; трубачи-фанфаристы обслуживали официальные церемонии. Музыканты служили также в гор. охране, в 13 в. из них были созданы воен. оркестры; в 15-16 вв. сформировались оркестры платных музыкантов, в сопровождении которых проходили гор. празднества (до 18 в.). В 15-19 вв. существовал Корол. оркестр (позднее наз. «Королевская музыка»). В быту была распространена игра на нар. муз. инструментах - свирелях и барабанах. С 14 в. установилась традиция торжеств. церемоний с музыкой, а также шумных уличных шествий с пением (т. н. «крики Лондона»). С 1350 музыканты Л. объединились в проф. ассоциации - гильдии менестрелей, которые в 1469 получили корол. монополию и с 1500 организовались в цех музыкантов. В 1604-69 муз. жизнью Л. руководила корпорация «Королевские музыканты». Параллельно с развитием светской музыкальной жизни шёл процесс формирования церк. музыки. Хоры имелись в Корол. колледже при капелле св. Стефана (первый регент хора мальчиков - Дж. Пламмер) и Бенедиктинском монастыре (позднее - Вестминстерское аббатство) и др. С церк. капеллами и хорами были связаны первые крупные англ. музыканты - Йоханнес, прозванный Filius Dei (Сын божий), Мейкблайт Уинчесторский, Блэксмит (13 в.). Лучший хор - в соборе св. Павла (Сити; в сер. 15 в. им руководили комп. Д. Редфорд и органист Ф. Рис). Музыку для этого хора писали мн. крупные композиторы, в т. ч. Т. Таллис, Р. Уинслейт и др. В 14 в. в церк. обиходе утвердились многогол. пение (см. Английская музыка) и игра на органе (один из первых известных строителей органов - Дж. Хау). К 15 в. церк. музыканты объединились в Братство св. Николая, которое участвовало в мираклях и мистериях, торжественных шествиях с музыкой. В 16 в. в Корол. капелле и в крупнейших соборах капельмейстерами и органистами служили видные музыканты (У. Бёрд, Т. Морли, Дж. Булл). Муз. образование получали в закрытых церк. уч. заведениях, разл. колледжах, хор. школах при крупных соборах и Корол. капелле, с 1596 - в университете. В эпоху Реформации всё большее распространение получает светское музицирование, особенно в аристократич. кругах; возникают небольшие инстр. ансамбли (т. н. консорты), состоявшие из исполнителей на виолах и деревянных духовых инструментах, вок.-инстр. группы, участники которых собирались в аристократич. домах для пения мадригалов. Развитие муз. искусства привело к зарождению в 16 в. нотоиздат. дела. Одну из первых фирм создали Т. Таллис и Бёрд, получившие в 1575 патент на печатание муз. произв. (передан в 1598 Морли). В 1-й трети 17 в. появились проф. инстр. мастера, изготовлявшие клавесины, спинеты (Д. Хичкок и Ч. Хоуард), виолы (Д. Росс и Дж. Джей), а также органы (Р. Дэллем) и др. К нач. 17 в. входит в моду сольное инстр. музицирование. Одноврем. зарождается нац. муз. театр - первоначально в форме увеселительных придв. представлений с музыкой (т. н. маски). В период бурж. революции (1640-60) снизилась интенсивность муз. жизни. Мн. музыканты покинули Л. вместе с корол. двором; капеллы и церк. хоры были распущены. Зародились новые, более демократич. формы светского музицирования - музыка звучала в тавернах (прообраз будущих открытых концертов); в театрах «Лестер-филдс», «Хеймаркет» и «Друри-Лейн» продолжали ставиться маски («Купидон и смерть» Шёрли с музыкой Лока и Гиббонса, 1653). В 1656 драматург У. Давенант основал регулярные театр.-муз. представления в «Ратленд-хаусе», где были пост. первая английская опера «Осада Родоса» (либр. У. Давенанта, музыка Г. Лоуса, Г. Кука, Дж. Хадсона и Ч. Колмена, 1656) и др.; с 1657 спектакли стали общедоступными. Разл. объединения музыкантов, существовавшие с 15 в., слились в «Достопочтенное сообщество музыкантов», в которое в кон. 17 и 18 вв. входили комп. Т. Арн, С. Арнолд, У. Бойс, С. Стораче, Ч. Бёрни, Ч. Дибдин, скрипачи М. Дюбур, М. Фестинг, чембалисты и органисты Д. и Р. Розенгрейв, У. Бейбелл, Ч. Стэнли, Ч. и С. Уэсли и др., певцы Р. Леверидж, Д. Бёрд, певицы Э. Биллингтон, А. Робинсон, сестры Э. и М. Линли. Расцвет муз. жизни после Реставрации Стюартов (1660) определялся растущим интересом к муз. искусству бурж. кругов. В Л. впервые в Европе стали проводиться публич. концерты; в 1672 придв. скрипач Дж. Банистер организовал в своём доме серию открытых «Послеполуденных концертов» вок. и инстр. музыки (продолжались до 1678); в 1678-1714 ежегодные циклы абонементных концертов с участием видных музыкантов проводил Т. Бриттон, позднее бельгиец Дж. Луайе; в 1699 концерты устраивались также издательством «Плей-форд»; с 1683 в залах «Йорк-билдингс», «Фрименс-ярд», «Ковент-Гарден» и др. выступали итал. певцы; в 1714-1779 в помещении для публич. концертов «Хикфордсрум» гастролировали Ф. Джеминиани, В. А. Моцарт, играли и англ. музыканты. Возникли новые конц. организации и общества - Концерты в таверне «Касл» («Castle-concerts», с 1724; рук. Т. Янг и М. Грин), Академия вок. музыки (1726), Филармоническое (1728, рук. Грин), Мадригальное (для любителей, собиравшихся в тавернах, 1741-1919) общества, «Новые концерты» (1749) с участием Ч. Бёрни, Академия старинной музыки (1710-92) и др. Специфич. нац. жанры вок. полифонии «кэтч» и «гли» культивировали общества любителей - «Кэтч-клуб» (1716), Анакреонтическое (1766-94), «Гли-клуб» (1787-1857) и др. Мн. из этих обществ существовали до сер. 20 в. Во 2-й пол. 18 в. открылись конц. помещения «Карлайл-хаус» (1765), «Пантеон» (1772), «Тотнем стрит румс» (1772), «Хановер скуэр румс» (1775; наиболее популярно). Известностью пользовались конц. общество, осн. И. К. Бахом и К. Ф. Абелем («Bach - Abel concerts», 1765-82), общества «Профессиональные концерты» (рук. М. Клементи, 1783-93), «Заломон-концерты» (1786, осн. скрипачом И. П. Заломоном; Й. Гайдн исполнил в них свои «Лондонские симфонии» в сезоны 1791-92 и 1794-95) и Концерты старинной музыки (с 1776; с 1785 - Корол. концерты). Муз. вечера устраивались также частными лицами, в т. ч. гастролёрами из др. стран. В сер. 18 в. стали популярны концерты на открытом воздухе (со 2-й пол. 18 в. это были концерты только лёгкой музыки) - в парках и т. н. садах развлечений - «Воксхолл-гарденс», «Мэрилебон-гарденс» и др., для которых писали музыку Г. Ф. Гендель, И. К. Бах и др. Здесь играли специально собранные орк. коллективы и большие военные дух. оркестры (в т. ч. Корол. артиллерийский, с 1762), концертировали известные солисты. После Реставрации возобновил свою деятельность корол. оркестр, реорганизованный по франц. образцу («24 скрипки короля», руководитель - «Мастер королевской музыки», сочинявший музыку к придв. торжествам). Свой собств. оркестр содержала также королева. В придв. оркестрах работали в качестве руководителей и педагогов Г. Пёрселл (с 1677 руководил оркестром скрипачей, с 1682 - корол. капеллой), Гендель, И. К. Бах, Й. С. Фишер, Абель, Й. Гайдн и др. крупные музыканты. Высоким оставался уровень ведущих церк. хоров, хотя удельный вес духовной музыки в муз. жизни Л. заметно снизился. В крупнейших соборах работали органисты Дж. Кларк, Д. Треверс, Бойс, Арнолд, Дж. Джонс, Дж. Блоу, Б. Кук и др. Со 2-й пол. 17 в. регулярно гастролировали иностр. оперные труппы - итальянца Джентилески (с 1660), французская под рук. Р. Камбера (с 1673, ежегодно до кон. 17 в.) и др. С 1705 начался длит. период господства итал. оперы. Спектакли итал. трупп сначала шли в новом «Куинс-тиэтре» (осн. в 1705), с 1706 - в театре «Друри-Лейн», с 1720 - в «Кингс-тиэтре» на Хеймаркете (осн. оперной труппой Корол. академии музыки). Ставились итал. оперы, в т. ч. Дж. Б. Бонончини, О. Арности, а также Генделя (с 1728 - рук. труппы), который дирижировал гл. обр. своими операми-сериа и ораториями в «Ковент-Гардене» (с 1734), оперы Б. Галуппи, К. В. Глюка, И. К. Баха (под их руководством). В 1733 итал. комп. Н. Порпора написал «Оперу знати», пост. в театре «Линкольнс Ин Филдс» (с 1734 шла в «Кингс-тиэтре»). Попытки утвердить на сцене англ. нац. оперу не имели успеха и были единичными (первая англ. опера - «Дидона и Эней» Пёрселла впервые была пост. любителями в Высшей женской школе в Челси в 1688). Англ. композиторы были лишь авторами театр. музыки, к-рая с кон. 17 в. стала занимать всё более важное место в спектаклях драм. театров «Дорсет-Гарден», «Ройял», Т-ре герцога Йоркского. Продолжали ставиться маски с музыкой Лока, Драги, Давенанта, Т. и М. Арнов, Дибдина, Линли, Стораче и др. Важным событием была пост. сатирич. «Оперы нищих» («The beggar's opera») Дж. Гея и Дж. Пепуша в театре «Линкольне Ин Филдс» (1728), явившаяся проявлением борьбы с засильем итал. оперы и положившая начало новому жанру - т. н. балладной опере. Балладные оперы ставились в театре «Сэдлерс-Уэллс» (осн. - 1683). Однако итал. оперы-сериа и оперы-буффа продолжали с успехом идти в театрах Л.: гастролировала итал. труппа (с 1748), ставились итал. оперы К. В. Глюка, Б. Галуппи (в театре «Хеймаркет» в 1760-е гг.). На рубеже 18-19 вв. развитие муз.-театр. жизни приостановилось, т. к. мн. театры пострадали от пожаров - сгорели здания «Кингс-тиэтра» (1789), «Пантеона» (1792; осн. в 1771; преобразован в оперный театр в 1791), «Ковент-Гардена» (1808), «Друри-Лейна» (1809). Во 2-й пол. 17 в. Л. стал одним из крупнейших центров европ. нотопечатания и производства клавишных инструментов. Нек-рые фирмы совмещали издат. дело с изготовлением муз. инструментов, в т. ч. фирма Дж. Плейфорда (1650); издат. дело продолжил и развил его сын Г. Плейфорд. В 18 в. ведущим стало предприятие Дж. Уолша (осн. 1693, позднее наз. «Уолш, Хейр энд Рэнделл», с 1783 - «Райт энд К°»), издававшее б. ч. произв. Генделя и др. крупнейших композиторов. Среди издателей 18 в. - фирмы Мирс, Кук, Джонсон, Томпсон, «Лонгмен энд Бродерип», Престон, Форстер, «Стрейт энд Скиллерн», Р. Бремнер, П. Велькер, Дж. Блэнд, М. Клементи. Среди крупнейших фирм муз. инструментов сер. 18 в. - «Б. Смит энд Снецлер», Джордан, Байфилд, Харрис (органы), Хичкок, Кин и Махун, Дж. Кёркмен (клавесины); известные инстр. мастера - И. Б. Нордман и Б. Чуди (клавесины), У. Булл (дух. инструменты). В 1773 фирма «Бродвуд» начинает производить фп. новой модели, в 1788 - рояли. Медленнее развивалось в Л. муз. образование, находившееся с 1700 в ведении Городского общества, с 1738 - Королевского общества музыкантов (существует и в совр. Л.). На протяжении 18 в. музыке учились гл. обр. у частных педагогов, а также в детских хорах при капеллах. В 19 - нач. 20 вв. муз. жизнь Л. значительно демократизировалась. В нач. 19 в. господствовали концерты смешанного типа - «общественные», «подписные», «вокальные» и др. Крупнейшее конц. общество - Филармоническое (осн. в 1813, позже - Корол. филармоническое) - с 1851 пропагандировало в симф. концертах новую музыку, в т. ч. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Дворжака и др.; дирижёрами Филармонич. оркестра были С. Беннетт, А. Салливен, Ф. Коуэн, А. Макензи и др. Среди др. обществ - Концерты старинной музыки (до 1848, также с проф. оркестром), Новое филармоническое (1852-79), Корол. музыкальное (1775-1848), разл. ораториальные, в т. ч. «Ораториос» (1795-1805; в репертуаре преим. соч. Генделя) и «Священная гармония» (1833-82; возродило забытые оратории, а также исполняло оратории Ф. Мендельсона, Л. Шпора и др.). Деятельность некоторых обществ была связана с творчеством только одного композитора, по имени которого они назывались, - «Пёрселл-клуб» (1835-63), Баховское общество (1849-70), позднее - Баховский хор (1876). В числе хор. обществ - Хор. гармонич. общество (1843-1911), Хор. общество Генри Лесли (1855-87), Корол. хор. общество (с 1871). В сер. 19 в. получили распространение сольные концерты инструменталистов, вечера камерной и вок. музыки: циклы Камерные концерты (с 1835), Концерты классич. инстр. музыки (с 1836) и др., позднее - регулярные просветительские общедоступные концерты в Хрустальном дворце (рук. А. Манс, 1856-1901), «Популярные концерты» (осн. Т. П. Чеппеллом; в них принимали участие знаменитые инструменталисты, 1859-98), Воскресные камерные концерты Нар. конц. общества (осн. в 1878); просветительное значение имели камерные концерты Муз. союза (1845-80), для которых впервые в Л. выпускались печатные программы с аннотациями. С 1838 существовали «Променад-концерты» (осн. франц. скрипачом Ф. Мюзаром), программы которых составляла гл. обр. лёгкая орк. музыка. В 1895 дир. Г. Вуд основал летние общедоступные «Променад-концерты», ставшие популярными благодаря их демократич. характеру, выступлениям лучших солистов, а также высокому качеству нового оркестра «Куинс-холл» (эти концерты посещал В. И. Ленин). В середине и кон. 19 в. продолжалась деятельность муз. клубов - Клуба мелодистов (1825-56), популяризировавшего баллады, «Раунд энд Кэтч», в концертах которого также исполнялись совр. соч. В конц. жизни Л. важную роль играли муз. фестивали; крупнейшие из них - Генделевский в Хрустальном дворце (с 1857 каждые 2-3 года) и ежегодный Лондонский (с 1899). На протяжении 19 и нач. 20 вв. в Л. выступали ведущие иностр. солисты (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.) и оркестры. Однако до нач. 20 в. в Л. редко исполнялись произв. английский композиторов. Лишь с утверждением новой композиторской школы, связанной с движением «английского музыкального возрождения», стали исполняться соч. Э. Элгара, Ф. Дилиуса, Р. Воан-Уильямса, Г. Холста, а также произв. Пёрселла (2-я пол. 17 в.). Активизация конц. жизни вызвала строительство спец. помещений. С 1830-х гг. открываются «Эксетер-холл» для исп. ораторий и крупных орк. произв. (1831), «Уорнумс-холл» (1837), «Кросби-холл» (1842), «Сент-Джеймс-холл» (с 1858), использовавшийся гл. обр. для камерных и общедоступных концертов («Попс», 1865-1876). В 1871 открылся «Альберт-холл». Гл. центр конц. жизни Л. - «Куинс-холл» (с 1898; большой и малый залы). В муз. театрах Л., гл. обр. «Кингс-тиэтре» (позже наз. «Хэр маджести тиэтр»), почти до кон. 19 в. продолжали идти оперы Дж. Россини, В. Беллини и Г. Доницетти, а также итал. оперы В. А. Моцарта (в 1887 театр восстановлен после пожара 1867, действовал до 1891, после чего был снесён). Англ. оперные труппы театров «Ковент-Гарден» и «Друри-Лейн» ставили оперы итал. и французский композиторов на англ. яз. Лишь после окончания монополии на пост. итал. опер театра «Хэр маджести тиэтр» (1843) выдвигается «Ковент-Гарден». Англ. оперы и мелодрамы ставились труппами «Инглиш опера хаус» (рук. С. Арнолд, 1809-41), Корол. англ. оперы (на сцене театра «Лицеум», 1856-64; рук. Л. Пайн и У. Харисон), «Карл Роза опера компани» (осн. в 1869) и труппой театра «Олд Вик» (классич. оперы на англ. яз. на сцене театра «Принсесс»), балеты - в театрах «Эмпайр» и «Альгамбра». Во 2-й пол. 19 в. растёт популярность муз. комедий. В театрах «Альгамбра» (с 1854), «Ройялти» (с 1875), «Савой» шли оперетты Д. Гилберта и А. Салливена. В 1889 К. д'Ойли Карт основал Компанию комич. оперы (преобразована в 1891 в Корол. англ. оперный театр, который вскоре возобновил пост. оперетт на сцене театра «Пэлис»). В кон. 19 - нач. 20 вв. муз. комедии ставились гл. обр. в театре «Гейети». В 19 в. усиленно развивалось муз. образование. В 1822 открылась Корол. академия музыки (первое в Великобритании гос. муз. учебное заведение); в кон. 19 в. она была преобразована в высшее уч. заведение, по образцу которого созданы Нац. уч. колледж музыки (1880; с 1883 Корол. муз. колледж), муз. школа «Гилд-холл» (е 1880), Колледж органистов (1864, с 1893 - Королевский), а также «Тринити-колледж» (1872). Среди средних муз. школ - Лондонская академия музыки (с 1861), «Тоника-соль-фа колледж» (осн. Дж. Кёрвеном для подготовки учителей пения, 1863), Лондонская муз. школа (с 1865), Форестгейтский муз. колледж (с 1885), «Метрополитен-колледж» (с 1889). С нач. 19 в. расширилась деятельность издат. фирм - «Клементи и компания» (1802, с 1832 - Коллард и Коллард), «Чэппелл» (1812), «Бузи» (1816), «Кокс» (1823, с 1898 - «Аугенер»), «Крамер» (1824), «Уэссел» (1825, с 1860 - «Эшдаун»), «Кёрвен» (1863) и особенно «Новелло» (осн. 1811; выпускала дешёвые массовые издания). В сер. 19 в. начался регулярный выпуск муз. журналов; наиболее распространённый журнал - «Musical Times» (с 1844). В крупных газетах открылись муз. отделы, где сотрудничали музыковеды, в т. ч. Д. Б. Шоу, Э. Ньюмен, У. Айртон, Э. Хоумс и др. В 20 в. в Л. продолжали возникать новые типы и формы конц. деятельности, новые муз. организации и коллективы; среди них - муз. клуб «Кинг кол» (1900-1925), Лондонское хор. общество (с 1903), оперные компании, в т. ч. Т. Бичема (с 1909; им организованы гастроли в Л. труппы С. П. Дягилева; см. «Русские сезоны»), Британская нац. компания (с 1922), хор «Морли-колледжа» (с 1907, осн. Г. Холстом), Филармонич. хор (с 1919), Об-во классич. концертов (1908-22) и крупнейшие оркестры - Лондонский симфонический (с 1904), Лондонский филармонический оркестр (1932), которые прославились под рук. дирижёров Т. Бичема, Г. Вуда, А. Боулта, А. Коутса, М. Сарджента; они пропагандировали произв. Р. Воан-Уильямса, А. Блисса, Холста, А. Буша и др. При муз. отделе Брит. радиовещат. корпорации (Би-Би-Си, осн. в 1922) существовали хор (с 1928) и симф. оркестр (с 1930), устраивавшие регулярные публич. концерты. Растущий интерес к старинной музыке определил создание хора и оркестра Б. Нила (1933; с 1955 - ансамбль «Филомузыка Лондона», в 1970-е гг. рук. Д. Литтаур), ансамбля «Исполнители на струнных» (1938, рук. Жак) и др., а также активизацию обществ мадригалистов - вок. коллективов «Английские певцы» (с 1920), «Певцы a cappella» (с 1922), «Певцы эпохи Тюдоров» (с 1923), Лондонская мадригальная группа (1930) и др. Особое значение для демократизации муз. культуры Л. имело объединение прогрессивных музыкантов в Рабочую муз. ассоциацию (с 1936). На протяжении неск. десятилетий продолжались попытки создания нац. оперного театра, в противовес «Ковент-Гардену» с его классич. иностр. репертуаром. Муз. спектакли ставились в театрах «Шефтсбери», «Олдуич», «Лицеум», «Хэр маджести тиэтр» (с 1911), «Сэдлерс-Уэллс» (с 1931). В годы 2-й мировой войны 1939-45 симф. музыка исполнялась гл. обр. в «Променад-концертах» и в дневных концертах, организованных пианисткой М. Хесс (проходили в Нац. галерее в 1939-46). В небольших залах выступали новые камерные ансамбли - Лондонский ансамбль духовых (1942), квартет Зориана (1942), ансамбли «Барокко», «Певцы Возрождения» (1944) и др. Лучший конц. зал Л. - «Куинс-холл» - был разрушен бомбой в 1941. После 1945 муз. жизнь Л. стала быстро восстанавливаться. В 1946 возобновились спектакли в «Ковент-Гардене» (на его сцене регулярно выступает труппа Корол. балета). В 1947 создана камерная Англ. оперная труппа, к-рая ставит только англ. оперы. Т-р «Сэдлерс-Уэллс» получил в 1954 постоянное помещение, с 1969 регулярно даёт спектакли также в здании «Колизеума» (открыто в 1902 для варьете). Работает гастрольная оперная труппа д'Ойли Карта. В 1951 построен новый совр. конц. зал «Ройял фестивал-холл», в 1960-х гг. усовершенствованный и дополненный Камерным залом им. Пёрселла. Конц. жизнь Л. в сер. 20 в. отличается исключит. насыщенностью. В симф. и камерных концертах постоянно выступают оркестры: Би-Би-Си - симфонический (рук. К. Дейвис) и концертный (рук. Э. Лоренс), Лондонский филармонический (рук. Б. Хайтинк), Лондонский симфонический (рук. А. Превин), Корол. филармонический (с 1945; рук. Р. Кемпе), Новый филармонический (с 1968), а также Нац. молодёжный Великобритании (с 1947), Лондонский репертуарный, «Лондон- симфониетта» (рук. Д. Этертон), Англ. камерный (с 1961; рук. Р. Леппард), Лондонский оркестр и хор им. Баха (с 1952, при Баховском обществе; рук. Д. Уилкокс), Ансамбль им. Моцарта (при Об-ве Гайдна - Моцарта, с 1949; рук. Г. Блех), камерный оркестр «Карриоль» (с 1946; рук. Р. Бадден), квартет «Амадеус» (с 1947) и мн. любительские коллективы. Среди муз. обществ, популяризирующих совр. музыку, - Об-во по пропаганде совр. музыки (с 1943), общество «Музыка сегодня», Координационный центр совр. концертов. С кон. 1950-х гг. пользуются популярностью выступления в крупнейших залах Л. исполнителей т. н. поп-музыки. Кроме крупных конц. помещений, для выступлений используются также камерные залы - «Куин Элизабет-холл», «Вигмор-холл», «Камерсмит Таун-холл», «Музей Виктории и Альберта», «Таун-холл» в Фулеме, открытые площадки парков, старинные соборы и дворцы. Концерты организуются импресарио и спец. конц. бюро, а также мн. муз. обществами. В Л. и его окрестностях ежегодно (с 1899, с перерывами в 1906-11, 1914-18, 1935-45) проводятся муз. фестивали - Лондонский, Баховский, Глайндборнский (с 1934), Виндзорский и др. Ежегодно (с 1945) устраивается Междунар. конкурс скрипачей им. К. Флеша.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЛО..

ЛЕОНИН

ЛЕОНОВ

ЛЕСМАН

ЛЕССЕР

ЛЕСЮЭР

ЛИВОНТ

ЛИГЕТИ

ЛИНЁВА

ЛИНДЛИ

ЛИПАЕВ

ЛИРИЦА

ЛИРНИК

ЛИСТОВ

ЛИТВИН

ЛИФАРЬ

ЛОБЕЛЬ

ЛОКТЕВ

ЛОКШИН

ЛОМАКС

ЛУДЫНЯ

ЛУНГУЛ

ЛУППОВ

ЛУЦКИЙ

ЛХОТКА

ЛЬОБЕТ

ЛЭУТАР

ЛЮДВИГ

ЛЯДОВА

ЛЯДОВЫ

МААЗИК

МАДРИД

МАЗАЕВ

МАЗЕЛЬ

МАЗИНИ

МАИЙОН

МАИЛЯН

МАЙСТЕ

МАКЕБА

МАЛАГА

Музыкальный словарь ver16